Проба пера // Колонка

ИИ – новый ледниковый период. Вы готовы сменить шкуру?


ИИ – новый ледниковый период. Вы готовы сменить шкуру?
Фото: ru.freepik.com

Однажды неандертальцы собрались у костра и поклялись никогда не надевать шкуры. «Холод не заставит нас изменить своим принципам!» – заявили они. Чем закончилась их история, мы знаем. Сегодня нас ждет новый ледниковый период – эра искусственного интеллекта. И у нас ровно два пути: последовать за кроманьонцами, которые адаптировались и выжили, или повторить судьбу неандертальцев, цепляясь за устаревшие догмы. Что будет с нашими детьми в эпоху тотальной цифровизации и стремительного наступления искусственного интеллекта? Паниковать, запрещать ИИ в школах или найти способ сделать его своим главным союзником? В этой колонке мы не будем пугать и теоретизировать. Мы разберемся на конкретных примерах, как уже сегодня учиться вместе с ИИ, и обратимся к эксперту, чтобы понять, где пролегает та самая черта, которую машина не сможет перейти.

От ассистента до репетитора: как ИИ меняет правила игры

Ответ, кажется, очевиден: нам не просто нужно адаптироваться, нам нужно научиться управлять. В обучении ИИ можно использовать как умного и неутомимого помощника:

  • Ассистент преподавателя, который составит уникальные задания под конкретную тему (например, «придумай 5 кейсов на тему «Деловой диалог» для урока английского языка») или вариации одних и тех же упражнений для отработки навыка.
  • Терпеливый репетитор, который объяснит сложную тему разными способами – от классических определений до аналогий и метафор. Можно даже попросить его объяснить решение задачи так, как если бы он говорил с пятиклассником.
  • Языковой тренер или тот самый penfriend, с которым ты практикуешь иностранный язык в диалоге на актуальные темы, с использованием современного сленга и идиом.

Не списывать, а мыслить: инструкция по применению ИИ без вреда для интеллекта

Главный вопрос не «Что может ИИ?», а «Как им пользоваться, чтобы не деградировать?». Ключ – в смещении фокуса с поиска готовых ответов на совместную работу с ИИ над процессом обучения. Вот как не скатиться до бездумного списывания и начать учиться вместе с искусственным интеллектом:

Используйте ИИ как систему проверки. После самостоятельной работы дайте нейросети проанализировать:

  • «Найди логические противоречия в моем доказательстве»
  • «Предложи, как усилить аргументацию в третьем пункте»
  • «Проверь, нет ли фактических ошибок в исторической справке».

Организуйте «диалог с оппонентом». При подготовке к дискуссии используйте запросы типа:

  • «Придумай контраргументы на мою позицию о...»
  • «Какие слабые места в моей концепции?»

От простого запроса к цифровому искусству: диалог с воображением

Благодаря ИИ и тому самому «сказочному» заданию (см. прошлую статью), мы можем получать поистине уникальные работы. Речь не о бездумной генерации, а о грамотном промт-инжиниринге – искусстве точно формулировать запросы. Которую вполне можно будет превратить в профессию в скором будущем.

Например, вместо простого «нарисуй замок» студент может создать целую историю: «Сгенерируй изображение в стиле сюрреализма: хрустальный замок, парящий над океаном из чернил, в небе – две луны в виде шестеренок. Стиль – смесь Альфонса Мухи и Хаяо Миядзаки».

Главный лайфхак для точного результата – детализация запроса. К стандартному промпту стоит добавить стиль, ключевые слова, негативный промпт и писать на английском языке, чтобы точно добиться желаемого результата. Изучите статьи «Подборка стилей/промптов для генерации изображений», вам откроется просто невероятное количество идей.

ИИ становится инструментом для визуализации сложных, глубоко личных замыслов, которые было бы трудно реализовать вручную. Для генерации изображений вы можете использовать сервисы: Шедеврум, Kandinsky, FusionBrain, ChatGPT.

Ниже размещены примеры сгенерированных иллюстраций к сказкам. Посмотрите, как здорово получилось!

«Волшебное приключение», автор: Анастасия Алейник

Взгляд эксперта: где проходит красная линия

Научному руководителю Института «Эврика» и преподавателю магистратуры «Образовательная медиадеятельность» Александру Адамскому на одной из лекций задали вопрос: «Оправданы ли большие опасения, что искусственный интеллект полностью заменит профессии, например, педагога, оставив лишь функцию тьюторского сопровождения, в то время как ИИ будет сам создавать уроки, контент и проверять задания?»

Мне невероятно понравился его ответ-аналогия: «Это нормальное состояние человека — бояться, когда его выталкивают из зоны комфорта. И никогда это не происходило так часто и непредсказуемо, как сейчас. Вспомните неандертальцев и кроманьонцев. Одни решили адаптироваться к холоду, другие заявили: «Никогда мы эти шкуры не напялим! Для нас это ценность». Чем кончилось? Правильно, эволюция расставила всё по своим местам. Так и сейчас. Мир подкидывает нам такую же смену сезона — волну искусственного интеллекта. Выживет тот, кто способен адаптироваться. Что касается вашего вопроса, то я убеждён: искусственный интеллект очень быстро осваивает весь список возможных отношений. Все эти разговоры о том, что он никогда не заменит учителя, — пустые сказки. Вопрос не в том, заменит или нет, а в другом. Вопрос в том, что для нормальной социализации ребенка необходимы человеческие связи. Если в процессе взросления в отношениях ребенка с миром не будет человека — это ненормально».

Проблема наступит тогда, когда искусственный интеллект преодолеет два ключевых барьера:
  • Способность сопереживать (эмоциональный барьер).
  • Умение строить психологические отношения на уровне «нейрон-нейрон», когда ИИ получит прямой доступ к нашей нейронной активности.
Пока же человек сохраняет монополию в двух областях:
  • Сопереживание. Только человек может по-настоящему сопереживать другому человеку.
  • Создание базовой системы понятий (антологии). Нейросеть все еще сильно зависит от задачи, которую формулирует человек – именно он ставит цель и определяет, что нужно создать.

Однако контроль над процессом уже ослабевает. ИИ проникает в нашу жизнь через подсказки и рекомендации (доставка, лекарства, книги), и мы постепенно сдаем позиции. Но пока ребенок плачет маме, а не искусственному интеллекту, у нас еще есть время и фундаментальное преимущество».

Вместо выводов: как остаться человеком в цифровую эпоху

Бояться ИИ бессмысленно, запрещать – бесполезно. Наша новая задача как педагогов и учащихся – воспитать в себе «цифровую гигиену» и научиться ставить ИИ на службу любознательности, а не лени. Вопрос не в том, использовать или не использовать, а в том, как делать это с умом, превращая технологию в трамплин для собственного роста.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube