Проба пера // Колонка

Насочинял сказок, наврал с три короба… Что ж, добрый молодец, получите пятерку


Насочинял сказок, наврал с три короба… Что ж, добрый молодец, получите пятерку

В магистратуре «Образовательная медиадеятельность» Московского городского педагогического университета студенты, многие из которых практикующие педагоги, вдохновляются идеями преподавателей, а потом делятся своими собственными наработками в нашей газете. Сегодня представляем вашему вниманию дебютный материал преподавателя иностранного языка московского колледжа малого бизнеса №4 Александры Кобелевой.

Это реальная история о том, как в прошлом году я задала своим ученикам домашнее задание, а почту проверяю до сих пор. Точно хотите такой заинтересованности? У вас еще есть время подумать, пока я не начала рассказывать об одном действительно мощном инструменте медиадеятельности. Всем излюбленным метапредметным, личностным и предметным результатам – привет!

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – восклицал А.С. Пушкин. И он был прав не только с литературной, но и с педагогической точки зрения.

Что такое сказка и зачем она в XXI веке?

В обыденном понимании сказка – это занимательный рассказ о вымышленных событиях, часто с волшебством и обязательной победой добра над злом. Это народная мудрость, зашифрованная в архетипах и сюжетах. С точки зрения современного образования сказка – это универсальный дидактический конструктор. Это не просто средство обучения и воспитания младших школьников, а сложный инструмент для развития:

  • Критического мышления (анализ поступков героев, поиск альтернативных решений);
  • Креативности (создание новых миров и сюжетных поворотов);
  • Эмоционального интеллекта (проживание и обсуждение сложных чувств и моральных дилемм);
  • Коммуникативных навыков (пересказ, интерпретация, аргументация своей точки зрения).

Возможно ли применять этот инструмент на детях постарше? Не только возможно, но и необходимо.

Через сказочные рамки подростки и студенты могут исследовать сложные темы: экзистенциальные кризисы, социальное неравенство, этику технологий – все то, что требует абстракции и метафоры.

Задание, которое работает

Вот пример задания, который вы можете предложить своим учащимся:

«Придумайте историю на основе фабулы вашей любимой сказки (или нескольких). Подготовьте выступление/рассказ вашей истории. Из вашего рассказа не должно быть очевидно, какой первоисточник вы использовали. Пусть это будет загадкой. Свой рассказ вы можете сопроводить визуальным подкреплением (презентация, картины, видео и так далее). На ваше усмотрение. Помните про героя, путь, событие, конфликт». Здесь хочу сказать огромное спасибо Егору Сергеевичу Вадову, который стал идейным вдохновителем задания, предложив его к выполнению на одной из магистерских пар.

И каков результат?

Помним, что я учитель английского, и вот вам невероятно крутая работа студентки, благодаря которой мы сейчас еще и названия шахматных фигур выучим!

История шахматных фигур

Давным-давно, в Королевстве шахмат, Белый Король стоял в своем замке и увидел темную армию, марширующую к ним.

“О нет! Черные фигуры приближаются!” – воскликнул он. Белый король был самой сильной фигурой, но теперь он нервничал. Он храбро сражался с черной пешкой, но у него ничего не вышло.

Затем Король и Королева решили призвать на помощь Белого Слона. “Давайте объединим наши силы!” – сказал Слон. Они сражались с Черной Ладьей, но этого все равно было недостаточно.

Затем они сделали ставку на Белую Ладью. “Я могу помочь!” – заявила Ладья. Теперь, когда у них были Король, Ферзь и Слон, они попытались снова, но Черные Фигуры были слишком сильны…

Отчаявшись, они обратились к Белому Коню. “Я привык к хитрым приемам, я помогу вам победить!” – сказал Конь. С ловкостью Коня они бросились вперед, но все равно столкнулись с сильным сопротивлением…

Наконец, они позвали Белую Пешку. “Может, я и маленькая, но я готова сражаться!” – сказала Пешка. Все ликовали, зная, что их командная работа может изменить ситуацию к лучшему…

Объединив все свои фигуры, они вместе атаковали Черную Армию. Король, Ферзь, Слон, Ладья, Конь и Пешка действовали как единое целое, и довольно скоро им удалось отбросить Черные Фигуры назад…

Наконец, мощным командным криком “Шах и мат!” они разгромили армию тьмы, спасая Королевство шахмат. Они поняли, что вместе смогут преодолеть любое испытание!


Догадались, какая сказка легла в основу? Правильно, в корне сего произведения – русская народная «Репка», блестяще переосмысленная как история о стратегии, командной работе и иерархии в шахматном королевстве. А еще у меня есть несколько интересных историй, где иллюстрации были созданы при помощи ИИ – очень красочно, современно и ярко, поделюсь ими попозже.

Выводы, которые не заканчиваются

Этот проект не закончился сдачей работы. Он запустил процесс. И вот уже третий месяц один мальчик (тот самый, с тройкой в четверти) присылает мне свои новые сказки-загадки. Он не «выполняет домашку», он творит и делится. Он нашел свой голос и аудиторию.

В этом и есть магия подхода. Мы перестаем учить «предмету» и начинаем учить «языку», который является фундаментом для любой коммуникации, будь то литература, наука или бизнес. Мы оцениваем не зазубренное правило, а смелость, оригинальность и новые смыслы.

Так что, если вы готовы получать письма от студентов еще долго после окончания четверти – добро пожаловать в мир педагогики через сказку. Оно того стоит.

…а кто читал – молодец!


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube