В Хабаровском крае суд обязал образовательное учреждение заплатить 270 тысяч рублей семье школьницы, на протяжении трёх лет подвергавшейся систематической травле. Ранее в регионе уже фиксировался аналогичный случай, когда мать восьмиклассницы взыскала с сельской школы полмиллиона рублей. Оба процесса наглядно демонстрируют, что российское правосудие всё чаще рассматривает образовательные учреждения как ответственных за бездействие в случаях буллинга. При этом остаётся вопрос: где заканчивается зона ответственности родителей агрессивных подростков и где начинается обязанность школы? В ситуации разбирается основатель проекта «Альтернативное образование в России» и автор Телеграм-канала «Школа без страха» Алексей Семенычев.
– Коротко о событии. В Хабаровском крае суд присудил 270 000 рублей матери девочки, которую три года травили одноклассники. Школа предпочитала смотреть на потолок: «дети сами разберутся». Вместо них разобрался суд. Сцена закрылась занавесом, но спектакль про нас – взрослых – продолжается. Выводы и последствия надо сделать. Важно, чтобы они всё же были и не только в этой статье и не только в статье уголовной.
Осуждать ли маму за промедление?
Про маму. Осуждать ли её за «поздно спохватилась»? Нет. Три года – это не промедление, это путь через дверь, на которой упорно написано «закрыто». Письма «оставлены без ответа», разговоры «приняты к сведению», обещания «в работе». Для многих родителей суд – последняя нитка, когда все остальные оборваны. В этой истории мама сделала то, что должна была сделать школа: сказала «стоп», подождала и пошла в суд. Не поздно – в самый раз. Она сделала то, что многие боятся сделать. Давайте это ценить.
Как наказать агрессоров?
Про детей, которые травили, и их родителей. Жизнь – не ФГОС, где всё сходится только в отчётах школ. Да, ответственность подростков ограничена возрастом, но есть последствия человеческие, а не только юридические. Репутация класса, отношение сверстников, доверие учителей – это тоже валюта. Родителям агрессоров придётся встретиться с фактами, а не с удобной сказкой «мой не мог».
Если школа и семьи выберут путь «отговоримся и забудем», след останется: дети усвоят, что сила – аргумент, а молчание взрослых – индульгенция. Если выберут путь разговора и примирения – есть шанс превратить вину в опыт, а не в биографическую занозу.
И этому надо учиться, это школе надо пройти и сдать на экзаменах, желательно на 100 баллов.
Как должна измениться школа?
Поменять роль из декорации на ведущего. Не «мы не успели вмешаться», а «мы отвечаем за воздух в коридоре». Прозрачные правила, открытый диалог между родителями и школой, между взрослыми и детьми, место, где можно безопасно говорить и обязательство доводить каждую история до финала – не до скучной бумажки, а до реального прекращения травли. И ещё – вернуть детям право на помощь: сказать «мне плохо» без риска стать «ябедой», без риска быть осуждённым за слабость. Это и есть воспитание, а не «разговоры о важном» про «уважение» и «традиционные ценности». «Традиционные ценности» – это уважение к человеку и его жизни, а не почтительное молчание перед начальством.
Что это значит для страны в целом?
Наши школы прекрасно учат математике, но слишком часто проваливают экзамен на защиту достоинства. Мы транслируем культ зрителя: «Не выделяйся, потерпи, само пройдёт». Судебные решения – только зеркало, в котором видна реальность школы: декларируемая нейтральность не нейтральна, она всегда на стороне сильного. Отсутствие культуры диалога и выполнение всего по плану и, желательно, радуясь мудрости начальника, создаёт культуру молчания. Её результат мы и видим во всех деструктивных событиях в школе.
Если хотим других граждан, придётся переписать «скрытую программу»: не тишина, а поддержка; не «само разрулится», а «взрослые рядом – они нам помогут»; не позор, а разговор и публичное открытое обсуждение.
Тогда у будущих выпускников появится ещё один жизненный навык, кроме управления дронами и работы с искусственным интеллектом – не быть статистами чужой боли. И да, вмешиваться – это не драматизировать. Это просто наконец сыграть свою взрослую партию, вместо того, чтобы изображать всю жизнь мебель, которую в любую минуту могут выбросить на свалку.
Что делать родителям?
- Фиксируйте факты: фото/видео, скриншоты, запись событий.
- Пишите школе официально: «что будет сделано и когда».
- Поддержите ребёнка: проговорите шаги, кто рядом.
- Нет реакции – идите выше: КДН, прокуратура, юрист.
И главное: вмешиваться – это не «драматизировать», это быть взрослыми. Лучше мы, чем суд.
Чему учит детей поведение родителей?
– Если молчим: «твою боль не слышат», «сильный всегда прав», «правда опасна».
– Если действуем: «ты не один», «защищать – норма», «конфликты решаем, а не прячем», «взрослым можно доверять».
Чему учить детей выбирают родители – молчать или действовать.

















