Персона // Комментарий эксперта

​Евгений Бунимович: «Любовь Кезина поняла и приняла необходимость перемен и сумела взять на себя ответственность за эти преобразования»


Любовь Петровна Кезина – безусловно, очень яркая и крупная фигура в московском образовании. Ее основная деятельность совпала с периодом ключевых изменений в системе образования в Москве. И она была лидером этих реформ. Когда она руководила Департаментом образования, я был Председателем Комиссии по образованию Московской городской думы. Надо понимать, что, конечно, у нас были во многом разные взгляды и разный предшествующий опыт: Любовь Кезина пришла из комсомольских органов, потом была руководителем райкома КПСС, что, конечно, не могло не отразиться на ее деятельности, на авторитарном стиле управления. Не случайно ее в кулуарах называли «Лужковым в юбке», «генеральшей» и так далее. Мы нередко расходились во мнениях, спорили и далеко не всегда приходили к общему знаменателю. Тем не менее она готова была выслушивать, учитывать другие мнения. И сейчас, уже по прошествии времени, не могу не отдать должное многим ее безусловным достоинствам – и человеческим, и административным.

Будучи изначально представителем абсолютно унифицированной номенклатурной системы, она смогла и осознать, и реализовать многие абсолютно новые веяния в нашем образовании.

Прежде всего – уход от этой самой унификации, осознание того, что все дети разные, вариативность, решительный поворот к интересам и возможностям ребёнка и его семьи. Именно при ней, с ее огромной поддержкой, появились в Москве лицеи, гимназии, колледжи, школы полного дня, Вальдорфские школы, школы с национальным компонентом, авторские школы.

Тогда же, кстати, появились многопрофильные школы, предпрофильные классы. Конечно, не все эксперименты оказались эффективными, но это нормально для инноваций, большую ценность имеет сама открытость, готовность к переменам, к новому. Особо хочу отметить роль Любови Кезиной в развитии образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью. Впервые за всю историю московского образования на них стали обращать такое серьезное, комплексное внимание, открылось столько новых возможностей.

Одним из главных человеческих качеств Любови Петровны была способность брать на себя ответственность, отстаивать свои убеждения. Она могла и умела это делать и не терялась даже в самых сложных ситуациях, о многих из которых я вспоминаю и благодарен ей за проявленную решительность. Вот только первое, что вспоминается.

В 2008 году во время грузинского кризиса появилось печально известное письмо из правоохранительных органов, содержавшее требование к школам представить списки учащихся грузинской национальности. Мне звонили директора, и я им объяснял, что это противозаконно, что это нарушает конституционные принципы и права ребенка, я выступил публично против этого незаконного требования. Но тогда ни один начальник - ни министры, ни губернаторы, ни мэр – не выступили против. Повисла пауза. И в этой ситуации внятно прозвучал голос Кезиной, которая сказала, что это абсолютно недопустимо и незаконно. Для меня этот ее поступок был чрезвычайно важен, когда другие затаились.

Или еще один пример. Я в свое время боролся за сохранение детского парка, в котором началась наглая несанкционированная застройка. Я обращался во все инстанции, в том числе приехал к Кезиной. Она меня внимательно выслушала, и, прекрасно понимая, какие могущественные и даже опасные силы стоят за этой застройкой, спросила: «А вы сами до конца пойдете, не отступите?» Я ответил утвердительно, и тогда она сказала, что поддержит меня, как всегда, не побоявшись конфронтации с серьезными силами. Взяла на себя ответственность, пошла на риск. И нам удалось отстоять этот детский парк.

Что я хочу сказать в завершение? Безусловно, период пребывания Любови Кезиной на посту руководителя столичного Департамента образования войдет в историю как время ярких перемен, экспериментов, новаций. И она смогла инициировать и осуществить многие из них. Она поняла и приняла необходимость перемен, сумела освоить новое, пойти дальше и взять на себя инициативу и ответственность за эти преобразования. Это вызывает несомненное уважение. Особенно тогда, когда мы видим немало фигур, занимающих ответственные должности, но всеми способами избегающих брать на себя хоть какую-то ответственность.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube