Иди в театр! // Статья

В театр с классом: как выбрать спектакль и обсудить его


В театр с классом: как выбрать спектакль и обсудить его
Фото: Telegram

Театр – это не только встреча с искусством и досуг, но и эффективное средство воспитания. Просмотр спектаклей учит лучше понимать людей, их поступки и чувства, осознавать смысл художественных произведений, делать выводы, при этом активно формируется интерес к культуре и литературе.

Но есть сложности в просмотре спектаклей для детского восприятия. Все происходит в настоящем времени, поэтому нужно уметь внимательно следить за сюжетом. Театральное действие характеризуется некоторой условностью, ведь не все можно показать на сцене, здесь всегда есть элемент игры, требуется воображение и творческое восприятие происходящего.

Кандидат педагогических наук, педагог с 25-летним стажем и преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Оксана Чугайнова рассказывает, как выбрать спектакль для просмотра с детьми.

Как выбрать спектакль для похода в театр с классом

Билеты на хорошие спектакли достать сложно, поэтому планировать поход лучше заранее. Не стоит идти на спектакль внезапно, без подготовки, делать выбор только по своему желанию или желанию родителей школьников, заставлять обязательно идти всех.

Можно пойти в театр с небольшой группой учащихся, а обсудить его и поделиться впечатлениями потом со всеми.

Чтобы правильно выбрать спектакль, важно:
  • Ориентироваться на возраст учеников и содержание школьной программы по литературе. Стоит запланировать посещение театра после ознакомления с произведением на уроке, чтобы потом сравнить свои впечатления и сложившиеся в воображении образы с теми, которые представлены артистами на сцене.
  • Подобрать подходящее произведение к знаменательной дате или теме воспитательного мероприятия, усиливая впечатление или конкретизируя знания об авторе, героях, ярких событиях. При этом нужно иметь четкий ответ на вопрос о том, почему именно этот спектакль именно сейчас нужен детям.
  • Предложить ребятам на выбор несколько спектаклей или послушать их предложения.

Готовясь к спектаклю, на который пойдут дети, педагогу следует хорошо знать его сюжет, почитать отзывы, заранее рассказать ребятам об историческом периоде, пояснить новые слова и некоторые выражения.

Если спектакль оперный или балетный, то с его историей, персонажами и некоторыми сюжетными линиями лучше познакомить заранее, не раскрывая финала и всех нюансов, акцентировать внимание на музыке и движении.

Хороший спектакль смотрится на одном дыхании, и хочется, чтобы время остановилось.

Как объяснить правила поведения в театре детям

Спектакль требует вдумчивого отношения и внутренней работы, но, если дети не знают правила поведения в театре или не хотят их соблюдать, то это мешает окружающим и сводит к нулю все усилия взрослых по приобщению к театральной культуре или же может привести к конфликтам.

Соблюдение правил должно быть осознанным, и усвоить их следует еще в дошкольном детстве. Важно объяснить, с какой целью созданы те или иные правила и требования в театре. Можно провести беседу, викторину, показать презентацию или попросить ребят разыграть смешные сценки на эту тему, и тогда точно никто не захочет их повторять.

Как обсудить спектакль после просмотра

Спектакль нужно обязательно обсуждать, не откладывая надолго, иначе теряется смысл коллективного посещения. Важно, в какой форме это организовать и как сделать ребят участниками дискуссии, не превратив это в допрос или в разбор поведения самих учащихся в театре.

Обсудить спектакль можно не в стандартной обстановке класса, а в других помещениях школы или вне ее. Удобно это сделать в форме эвристической беседы, то есть задавать проблемные вопросы на размышление, а не вопросы репродуктивного характера по содержанию с целью его вспомнить.

Можно обсудить самый смешной или грустный моменты; рассказать о своих чувствах и чувствах героев, как их сумел передать артист в словах, репликах, жестах; отметить режиссёрские находки, костюмы и декорации, образы и мотивы поступков героев.

Можно сравнить героев с персонажами других известных произведений, вспомнить похожие ситуации из жизни.

Для того чтобы развить у ребят творческое и критическое мышление, воображение и фантазию, можно, не давая оценку высказываниям, предложить поразмышлять над вопросами:

  • Если бы ты был режиссером (декоратором, костюмером, композитором), что бы изменил в этом спектакле?
  • Если бы ты был актером, то как бы представил тот или иной образ?
  • Что можно было бы изменить в постановке?
  • Как бы ты поступил на месте героя, что сказал бы ему при встрече?
  • Какое иное название можно было бы придумать этому спектаклю и почему?

Главное, чтобы дети его обсуждали как можно дольше, при этом не стоит мешать друг другу высказаться и навязывать свое мнение. Ученикам важно проговорить свои эмоции и впечатления и быть услышанными, а может, даже, и поспорить. В первый раз это бывает сложно, но впоследствии ребята научатся быть думающими зрителями и будут относиться к спектаклю не просто как к развлечению или обязанности, а с интересом. Конечно, в этом случае с детьми должны быть выстроены открытые и доверительные отношения.

Не должно быть никаких письменных работ на оценку после просмотра.

Младшие школьники могут выразить свои впечатления в рисунках, создать афишу к спектаклю, рекламный ролик, репортаж, отразить сюжет в игре.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube