Качество образования // Статья

Как новые образовательные пространства меняют нашу жизнь?


Как новые образовательные пространства меняют нашу жизнь?

На образовательном рынке с недавних пор появились новые игроки – девелоперы. Это понятие произошло от английского глагола «to develop», в переводе на русский язык – «развиваться», «совершенствоваться». Первоначальное значение слова «девелопер» – разработчик программного обеспечения, но в настоящее время девелоперами называют строительную компанию или группу компаний, которые выполняют множество различных задач, помимо строительства, включая маркетинг, рекламу, поиск инвесторов. В этом главное отличие девелоперов от застройщиков, которые занимаются непосредственно возведением жилых домов, торговых центров, культурных, социальных и других объектов.

В последнее десятилетие девелоперы активно занялись проектированием школ, предлагая не только инновационные архитектурные решения, но и не менее смелые образовательные идеи, в реализацию которых они вкладывают как средства инвесторов, так и свои собственные. Девелоперам приписывают визионерскую миссию, то есть способность ориентироваться на рынке и предвидеть тренды. Визионерами можно назвать лидеров крупнейших технологических компаний: основателя Apple Стива Джобса, основателя Meta (новое название Facebook) Марка Цукерберга, основателей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина, главу Amazon Энди Джесси и главу Microsoft Сатью Наделла.

Первые представления о том, что подходы к проектированию школьных пространств должны меняться, начали складываться в 2010–2015 годах. Вначале проекты реализовывались с частными школами – такими, как «Летово» или «Новая школа». Позже девелоперы стали активно сотрудничать с государственными и муниципальными органами власти. Один из первых проектов ГК «А101» – школа № 2070 в московском районе Коммунарка – открылась в 2017 году. В Екатеринбурге на сегодняшний день девелоперами построено 18 новых школ. Интересные проекты осуществлены в г. Альметьевске (Респбулика Татарстан) и в Иркутске (образовательный центр «Точка будущего»). Школ, построенных по девелоперским проектам немного, но они уже начинают играть заметную роль в системе образования, поскольку наиболее ответственные компании коренным образом меняют образовательную среду – и не только с помощью дизайнерских решений, но и путем создания концепции развития конкретной школы.

В чем заключаются новые подходы к проектированию школьных зданий? Какова роль девелоперов в развитии современного образования? Как школа влияет на качество и стиль жизни местного сообщества? Об этом шла речь на конференции ММСО, проходившей в Москве 24–30 октября.

Школы, открытые для общества

Поскольку строительство новой школы занимает в среднем 5 и более лет, перед девелоперами стоит непростая задача: спрогнозировать архитектурные и образовательные тенденции с таким временным запасом, чтобы их идеи не устарели к моменту открытия школы. Несмотря на немалое количество девелоперских компаний («ПИК», «Форум-груп», «А101», «Брусника», «Самолет» и другие) и разнообразие разрабатываемых ими проектов, они используют несколько общих принципов в проектировании школьных зданий.

Прежде всего, это безопасность, экологичность, многофункциональность и трансформируемость пространств; обязательное наличие помещений для занятий спортом, творчеством, лабораторными экспериментами; коворкинги, места для отдыха педагогов и обслуживающего персонала; ориентация на инклюзивность (доступная среда для инвалидов).

Особое внимание уделяется такому принципу, как открытость школьного здания не только для непосредственных участников образовательного процесса, но и для жителей этого района. Здесь нужно сделать маленькое отступление. Идея школы как социокультурного центра микрорайона зародилась еще в конце 80-х годов прошлого века, но через некоторое время она как будто ушла на второй план. Но в последние годы вновь обрела актуальность во многом благодаря девелоперам, которые рассматривают школу не только как место учебы, но как центр притяжения местного сообщества, социальный хаб и способ укрепления семейных отношений на основе воспитания детей.

Например, в школе № 1788, расположенной в Новой Москве, дети находятся полный день, с 9 до 21 ч., после этого в будни родители и местные жители могут позаниматься в школьном тренажерном зале. В выходные взрослые получают доступ в школьное здание уже в дневное время, в том числе здесь организованы занятия для пожилых людей в рамках программы «Активное долголетие». На школьном стадионе проходят футбольные и хоккейные матчи с участием пап, за которых с энтузиазмом болеют их дети. В школьных концертах и праздниках вместе с детьми принимают участие родители. 4 ноября, в День народного единства, семьи демонстрируют блюда своей национальной кухни, костюмы и танцы. Обо всем этом рассказал в своем выступлении на одной из сессий ММСО директор школы № 1788 Александр Ездов.

Некоторые девелоперы проектируют при школах специальные здания – комьюнити-центры, открытые как для родителей, так и для местных жителей. Они строятся на границе школьной и городской территорий и представляют собой не просто КПП с охранником и турникетами, а настоящий инфраструктурный комплекс, имеющий два входа – как со стороны школы, так и со стороны улицы. Эти входы работают попеременно, обслуживая или школьников по будним дням, или гостей школы по выходным и во внеурочное время. Так соблюдаются правила безопасности, и не теряется связь с местным сообществом. Наполнение этих зданий может быть разным, включая мастерские, кафе, библиотеку, концертный зал, объекты дополнительного образования. Например, малыши, проживающие в этом районе, могут посещать музыкальную школу, не проходя через охрану и не попадая в школьный двор. Подростки – получить новые и полезные навыки в мастерских. Родителям больше не надо сиротливо стоять на улице за школьным забором в ожидании детей, мокнуть под дождём или обливаться потом под палящим солнцем, как это часто бывает. Теперь у них есть возможность, не проходя на территорию школы, провести время в уютном помещении, выпить чашку кофе с круассаном, а заодно заняться полезными делами: повырезать снежинки для школьной новогодней ёлки или заполнить анкету.

Такое общественное пространство уже создано и действует в лицее № 1 г. Альметьевска, в гимназии «Корифей» (Екатеринбург), школе № 2070 «Энергия» в составе жилого комплекса «Скандинавия» в Новой Москве, в Инженерном корпусе в Совхозе им. Ленина в Москве и в других школах в России и за рубежом, которые ищут и находят способы взаимодействия между школами и местным сообществом.

Музыкальная школа в комьюнити-центре
лицея № 1 им. Тагирова, г. Альметьевск.
Фото предоставлено генеральным директором ED Architecture Еленой Араловой

Не вместо, а вместе

Еще более масштабные задачи реализует ГК «А101» – преобразовать городскую среду таким образом, чтобы сплотить жителей нового района на основе общих интересов: возродить культуру дворовых игр, создать инфраструктуру дополнительного образования, организовать профориентацию детей и подростков и более того – открыть новые рабочие места на территории ЖК. Это особенно важно в условиях такого мегаполиса, как Москва, где новые кварталы строятся в удаленных от центра районах, и жителям не всегда удобно добираться в центр, чтобы реализовать образовательные и культурные потребности своих детей. Все это по максимуму надо создавать на месте, ближе к дому.

Например, SETL GROUP открыла в подмосковном районе Котельники Школу актуального искусства и, по словам руководителя социальных и образовательных проектов этой компании Натальи Костиковой, этот объект популярен и востребован среди жителей района, который, кстати, считается неблагополучным и проблемным.

Конечно, девелоперы действуют не в безвоздушном пространстве и руководствуются не придуманными ими идеями, а ориентируются на запросы заказчиков – работников образования, родителей и детей. Их девиз: «Мы не вместо, мы вместе». Причем это касается не только школ, но и жителей новых кварталов: им предлагаются не готовые решения, а дается возможность проявить свои инициативы по обустройству двора, а задача девелоперов – обеспечить необходимыми для творчества материалами.

«Особенно это полезно для подростков, которые нередко проявляют вандализм по отношению к окружающей среде, а если они сами обустраивают свою территорию, то относятся к ней более бережно», – отмечает эксперт по работе с сообществами, сооснователь ассоциации «Город для меня.рф» Инна Гурарий.

Группа «Самолет» создала в своей структуре целое образовательное направление – «Самолетум», которое, помимо разработки образовательной концепции, организации стажировок для педагогов и управленцев, проводило среди учителей и учащихся школ, построенных компанией, грантовые конкурсы на лучшие идеи по организации образовательного пространства. К сожалению, со сменой учредителей компании многие замыслы теперь рискуют остаться не реализованными.

Для разработки образовательных концепций девелоперы привлекают квалифицированных специалистов. Например, при ГК «А101» действует образовательное бюро «Лёрнити», которым руководит Елена Булин-Соколова. «Лёрнити» сотрудничает с различными партнерами из сферы культуры, спорта, образования, бизнеса, в том числе приглашая специалистов из Центра лечебной педагогики для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Суммарные инвестиции А101 в развитие образовательной инфраструктуры Москвы и Санкт-Петербурга составили порядка 50 млрд рублей, рассказала Елена Булин-Соколова.

При ГК «ПИК» действует отдел развития образовательного продукта, который организовал партнерство с ведущими школами и вузами. Так, школа «Летово» проводит для педагогов школ, построенных компанией, курсы по IT, биотехнологии, инженерии и проектированию, а детский технопарк МАИ «Траектория взлета». – занятия по программированию на Python, робототехнике и геймдизайну. Такое партнерство девелопера с другими организациями расширяет доступ школьников к обучению профессиям будущего в шаговой доступности от дома.

Не только прибыль, но и социальная ответственность

По данным компании «Школа Девелопера», инвестиции застройщиков в новые образовательные объекты в Москве составляют не менее 1 миллиона рублей за одно учебное место. Строительство школы на тысячу учеников обходится девелоперу как минимум в 1 миллиард рублей. Возникает вопрос: зачем девелоперам вкладывать свои силы, средства, научные и творческие ресурсы в школы? Отвечая на этот вопрос, генеральный директор ED Architecture Елена Аралова приводит несколько причин, в том числе требования властей (речь прежде всего идет о Москве, утвердившей собственные стандарты строительства и оснащения школьных зданий); стремление девелоперов отдать своих детей в хорошую школу и, что особенно важно, социальная ответственность компании.

Но поскольку девелоперство – это бизнес, то соображения прибыли в мотивации компаний-застройщиков занимают далеко не последнее место. Как отметил исполнительный директор «Независимого центра качества образования», в недавнем прошлом директор по развитию «Самолетум» Иван Илларионов, от 3% до 9% стоимости квартиры в Москве определяется близостью школы с высоким рейтингом. Общая доля ипотеки в структуре продаж девелоперов составляет ипотека. До 90% ипотечных сделок происходит в рамках семейной программы. (Данные приведены из статьи Рощиной Я.А., Ващенко Т.И. «Анализ влияния качества школ на цену жилья в Москве», опубликованной в «Вестнике Московского университета»).

Правда, с повышением Центробанком ключевой ставки до 21% и существенными ограничениями льготной ипотеки для семей с детьми (она остается лишь для некоторых категорий), продажи жилья могут резко снизиться или даже встать на паузу. Оптимисты возлагают надежды на 2025 год, объявленный Годом семьи, и на возрождение важных ипотечных продуктов.

О не работающих пространствах и разноцветных стенах

Еще одна проблема заключается в том, что инновационные идеи архитекторов и застройщиков не всегда находят поддержку среди педагогов, и тогда модернизированные школьные пространства не используются по назначению и не работают на образовательные результаты. Об этом в своем выступлении рассказала директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» (Москва) Марина Битянова. В частности, она привела пример, когда в одной из школ– новостроек учителя переставили мебель, предназначенную для занятий в группах, в привычный для них формат фронтальной работы. Помещения для индивидуальных занятий остаются невостребованными, если для этого не предусмотрены специальные часы в школьном расписании. Атриумы, не выполняющие какие-либо конкретные функции (например, концертного зала) занимают много места и дороги в эксплуатации. Красивая идея эксплуатируемых крыш не реализуется на практике в силу климатических особенностей, а летом школы закрываются на каникулы. Пустые, чрезмерно широкие коридоры не уютны и продуваются всеми ветрами. Хотя известны примеры, когда в некоторых школах находят применение этим пространствам, устраивая там буккроссинги и выставки детских работ.

Сдержанный скандинавский стиль, в котором предпочитает работать большинство архитекторов, тоже не всегда приходится по вкусу педагогам, и они стремятся раскрасить белые стены в яркие цвета или заполнить детскими рисунками.

Но есть пространства, которые, по мнению Марины Битяновой, работают сами по себе и органично вписываются в школьную инфраструктуру, отвечая прогрессивным требованиям школьного дизайна.

А вот к числу более серьезных проблем, которые приходится преодолевать девелоперам, относятся:
  • запретительный характер действующей нормативной документации по проектированию объектов образования, который мешает воплощению творческих проектов;
  • отсутствие функционального заказчика в структуре Департамента образования со знанием актуальных трендов развития образования;
  • стандартный подход при обоснование экономической эффективности бюджетных инвестиций при строительства нестандартных современных объектов;
  • «распыление» по разным целевым программам и профильным ведомствам возможностей для создания многофункционального объекта образования (например школа + техноппарк).

Иногда объективные обстоятельства диктуют свои условия: например, при масштабировании планов строительства у девелоперов нет времени возводить уникальные школы, и приходится вставать на путь стандартизации. Но даже в таких жестких условиях застройщики стараются сохранить самые лучшие традиции инновационных проектов, включающие места для отдыха детей, учителей и других сотрудников школы, уютные школьные кафе. Компания «Брусника», например, планирует устроить в новых школьных зданиях специальные комнаты для матери и ребенка, с учетом потребностей мам, которые приходят встречать своих детей после уроков вместе с их маленькими братьями и сестрами.

Не просто квадратные метры, а новые подходы к образованию

Сколько же школ в России построено по инновационным проектам?

«Если оценивать число современных школ, созданных по качественным проектам, с продуманной нетиповой архитектурой, то их в России несколько сотен, – отмечает Елена Аралова. – Только у ED Architecture запущено порядке 30 школ. В Москве из-за требований столичного Департамента образования и науки таких проектов больше. В Санкт Петербурге из-за консервативности комитета по образованию нет вовсе. Современные школы появляются в регионах: активнее других – в Екатеринбурге, остальные регионы чуть позади. Но такие школы есть в Иркутске, Тюмени, Новосибирске, на Ямале, в Якутске».

«Сегодня девелоперы – не просто строители квадратных метров, но и заказчики нового подхода к школьному образованию. Современная хорошая школа – это результат совместной работы девелоперов, дизайнеров, педагогического состава и управленческой команды – маркетинга, HR, финансовой службы. Новая роль девелоперов заключается в формировании примеров успешного командного взаимодействия с игроками образовательного рынка.

Такие примеры влияют на изменения в системе образования, на качество жизни в целом и формируют запрос на качественное современное образование», – отметил директор ММСО Максим Казарновский.

«Мы создаём наши здания, а затем они создают нас», – эта цитата принадлежит премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю, но сегодня, в применение к теме девелопмента, она как никогда актуальна. Тем более, если говорить не просто о зданиях, а об образовательных пространствах, которые включают не только школы, но и территории вокруг них, и населяющих их жителей. И получается, что благополучие этих районов во многом зависит от школы и от людей, которые принимали участие в ее создании – от фундамента и стен до образовательных инноваций.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММСО

Материалы по теме:

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube