Учителя // Тема дня

Алексей Голубицкий: «Не обязательно быть великим писателем, героем или учёным для того, чтобы в честь тебя назвали улицу»


Алексей Голубицкий: «Не обязательно быть великим писателем, героем или учёным для того, чтобы в честь тебя назвали улицу»
Фото из личного архива автора

Директор Школы будущего поселка Большое Исаково Калининградской области Алексей Голубицкий продолжает знакомить читателей «Вестей образования» с нововведениями этого учебного года. В своей предыдущей статье он рассказал о новых аспектах трудового воспитания, а эту статью решил посвятить теме профориентации. И в преддверии Дня учителя рассказал не только о формировании будущих педагогов, начиная со школьной скамьи, но и о воспитании уважения к учительской профессии.

Класс для будущих учителей и специалистов широкого профиля

В наступившем учебном году у нас впервые открылся профильный психолого-педагогический класс. Нам не пришлось начинать с чистого листа, потому что у нас уже имелся опыт создания специальных групп из числа старшеклассников, заинтересованных в педагогической профессии, реализации отдельных проектов, таких как «Дети-детям», когда подростки пробуют работать с учениками младших классов.

Наша задача – подготовить не только учителей, но и специалистов широкого профиля, умеющих взаимодействовать с людьми, помогая им развиваться.

Но, конечно, мы будем рады, если они выберут учительскую профессию.

Этот профиль оказался востребован выпускниками девятых классов: об этом свидетельствует тот факт, что мы тщательно отбирали ребят на конкурсной основе, с учетом результатов ОГЭ, среднего балла аттестата, портфолио с результатами конкурсов и олимпиад. Важным дополнением к этим критериям стала рекомендация учителя, который берет на себя ответственность, направляя своего ученика в такой класс.

И потом, если возникнут какие-то вопросы или проблемы, мы обращаемся не только к ученику и родителю, но и к тому учителю, который дал свою рекомендацию. Вы верили в него, давайте вместе подумаем, как ещё развить то, что вы в нём разглядели.

Но ключевым моментом является, конечно, собеседование, во время которого мы как раз и выяcняли те основания, которые человека привели в психолого-педагогический класс, обсуждали те цели и задачи, которые сподвигли подростка к такому выбору.

На основании этих подходов мы этот класс и сформировали.

Программа профильного психолого-педагогического класса довольно насыщенная. Мы реализуем ее совместно с Балтийским федеральным университетом имени И. Канта, предоставляя старшеклассникам выбрать те предметы для углубленного изучения, которые необходимы для поступления на педагогические и психологические специальности. Для ребят будут проводиться дополнительные занятия на базе профильных факультетов университета, но, помимо освоения теории, им предстоит пройти практику в летнем школьном лагере в июне следующего года, где они смогут себя попробовать в качестве вожатых. Кроме того, во время летних каникул после окончания 10-го класса мы организуем для них специальные смены в загородном лагере с погружением в историю педагогической мысли, с изучением существующих подходов и методик, чтобы они примерили на себя роль педагога и сами подготовили и провели занятие на заданную тему. Все это называется профессиональными пробами.

Словом, это будет системное, целенаправленное обучение – в отличие от тех педагогических групп и проектов, которые у нас были ранее. Но даже тогда нам удалось многого добиться и сориентировать ребят на педагогические специальности. Мы даже с некоторыми из них подписали целевые договоры. То есть они не просто поступили в ведущие педагогические вузы, а приняли на себя обязательство вернуться в школу. Наш девиз: «Школа становится школой, когда она сама себя воспроизводит».

Преимущество учителей, которых мы вырастили из числа наших учеников, заключается в том, что им не требуется долго и трудно объяснять, в чём наши ценности, как мы работаем.

Они помнят, как им было здорово, интересно, весело, когда они были учениками. А сейчас они просто выступают в новом для себя качестве, становясь в позицию учителя.

Мы очень рады, что в новый психолого-педагогический класс поступили наши лучшие ученики. Это вселяет надежду, что свеча не погаснет, что школа и дальше будет развиваться и процветать, и что у нас престиж педагогического труда будет только повышаться.

Улица имени учителя

Теме престижа педагогической профессии я хочу уделить особое внимание. Мы много говорим о том, что статус педагога в обществе надо повышать, но что мы реально для этого делаем?

Немного истории. В 1946 году, сразу после войны, в наш Гурьевский район Калининградской области приехала молодая девушка, выпускница пединститута Анна Баринова, впоследствии Анна Георгиевна Баринова, и стала одной из первых учителей, в дальнейшем заместителем директора и директором школы в посёлке Большое Исаково. Это та самая школа, которая впоследствии, уже в наши дни. была названа «Школой будущего». Здесь она проработала более 50 лет, заслужив безусловный авторитет в нашем посёлке.

И когда она уже была на пенсии, и мы построили новое здание школы, наш педагогический коллектив обратился к Совету депутатов Гурьевского района с просьбой переименовать улицу, на которой появилась новая школа, назвав её в честь Анны Георгиевны Бариновой. Депутаты удовлетворили нашу просьбу, и в 2012 году у нас появилась улица имени Анны Бариновой. Хорошо, что она дожила до этого столь важного события в своей жизни, хотя в ту пору ей уже исполнилось 90 лет. И она присутствовала на открытии этой улицы.

А для всех жителей поселка Большое Исаково это стало важным сигналом о том, что педагогический труд имеет огромное значение.

И что не обязательно быть великим писателем, погибшим героем или учёным для того, чтобы в честь тебя назвали улицу. А можно честно, от души заниматься педагогическим творчеством, много лет отдать одной школе и войти в историю своего посёлка. Потом мы установили на нашей школе памятную доску в честь Анны Бариновой. Вот такая красивая и поучительная история, и это только ее первая часть.

Будет и на этой улице праздник

Когда рядом с нашей школой возводился новый микрорайон, к нам обратился руководитель строительной фирмы с просьбой придумать название новой улицы.

Мы провели голосование и решили, что очень важно, чтобы имя улицы, которая напротив школы, носила имя великого советского педагога Василия Александровича Сухомлинского.

И этим летом к нам пришли первые дети с этой улицы. Первый вопрос, который я задаю родителям: «В честь кого названа улица, на которой вы живете?» К сожалению, большинство не знают. Тогда я в шутку говорю: «Пока не узнаете, что это за улица, мы вас в школу не возьмём». Понятно, что родители улыбаются, смотрят в смартфоне, находят, удивляются, что школа стоит на перекрёсте двух улиц в честь учителя, которой проработал много лет в этой школе, и великого советского педагога, многие идеи которого мы позаимствовали для развития нашей школы.

28 сентября 2023 года исполнилось бы 105 лет со дня рождения В.А. Сухомлинского, и мы вместе с педагогами решили в этом году 1–2 ноября провести первые на Балтийской земле Сухомлинские чтения. Подробнее об этих чтениях я расскажу в своих следующих статьях. Не только идеи, но и биография этого педагога очень актуальна, потому что он стал примером того, как в условиях довольно жёсткого государственного давления построить гуманистическую модель школы и её отстоять, защитить и повлиять на судьбы миллионов педагогов, которые выбрали свою профессию во многом благодаря прочтению его книг и статей.

…Если подумать, сколько у нас в посёлках и городах Садовых, Зелёных, каких-то ещё безликих улиц, которые могли бы быть названы в честь учителей, многие годы даривших своё тепло и знания детям и заслуживших уважение жителей поселка или города. Хорошо бы, чтобы такое переименование географических объектов стало доброй традицией. Возможно, эта публикация вдохновит кого-то ещё обратиться в местный Совет депутатов, чтобы увековечить в Год педагога и наставника в географических названиях имя того учителя, который имеет огромное значение в жизни многих и многих людей.

Материалы Алексея Голубицкого читайте здесь


Youtube

Другие статьи автора

«Я рядом, и мы справимся»: как перестать беспокоиться и помочь детям успешно сдать ЕГЭ

Директор Школы Будущего из Калининградской области Алексей Голубицкий – постоянный автор «Вестей образования». На страницах нашего издания он делится с читателями ценными рекомендациями по эффективной организации учебной деятельности и воспитанию детей. Важно отметить, что все его рекомендации основаны на тех инновациях, которые уже апробированы на практике в его школе.

Новости





























































Поделиться

Youtube