В июне в статью 34 Закона «Об образовании в Российской Федерации» были внесены поправки, касающиеся привлечения к труду несовершеннолетних. О юридических и педагогических аспектах нововведения рассказывает в своей статье директор Школы будущего поселка Большое Исаково Алексей Голубицкий.
О правовых нормах: запреты и ограничения
Труд в советской школе был всегда: мальчики на уроках труда занимались столярным и слесарным делом, девочки – шитьем и кулинарией, а осенью ребят посылали на картошку, в некоторых регионах – на свеклу. То есть трудом дети занимались как в рамках образовательной программы, так и вне ее. И это считалось нормой. Более того, совместный труд помогал ребятам подружиться, узнать друг друга с неожиданной стороны, прожив какое-то время под одной крышей. Хотя отношение к этому было неоднозначное как со стороны родителей, так и детей.
В 1990-е годы наступил период, когда общественно-полезный труд постепенно стал исчезать из школьной жизни, но на смену ему пришла волонтерская деятельность, участвуя в которой, ребята старались сделать что-то полезное для своего города и поселка, оказывали помощь нуждающимся.
Немаловажно и то, что теперь участие в такой деятельности дает дополнительные баллы к заработанным на ЕГЭ и учитывается при поступлении в вуз.
А теперь о том, что нас ожидает в ближайшем будущем. В связи с поправками в Закон об образовании, принятыми в июне этого года, стало возможным «привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой». Ранее содержалась норма, что это делать можно, но с согласия родителей, теперь из текста эту норму изъяли, но есть упоминание о том, что привлечение к т руду «осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства».
То есть мы попадаем под действие Трудового кодекса, одна статья которого касается привлечения несовершеннолетних к труду (ТК РФ. Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет), а вторая – допуска к труду в образовательной организации (ст. 351.1 ТК РФ).
Здесь следует учесть ряд важных моментов.
- Для заключения трудового договора необходимо согласие одного из родителей или законных представителей.
- До 14 лет труд возможен, и мы знаем детей, которые в этом возрасте снимаются в кино, выступают в цирке или в театре. То есть в этом возрасте детям разрешено заниматься творческим трудом.
- Работа не должна наносить ущерб здоровью и нравственному развитию. То есть подросткам разрешен только посильный труд и в свободное от учебы время.
Последний пункт – ключевой, поэтому есть ограничения по продолжительности труда.
Так, при условии работы несовершеннолетних в течение учебного года продолжительность труда не может превышать:
- 12 часов в неделю, если молодому человеку или девушке не исполнилось еще 16 лет;
- 17,5 часов, если несовершеннолетнему от 16 до 18 лет.
При этом работодатель имеет право потребовать справку из учебного заведения, которая подтверждает факт получения образования.
В период каникул несовершеннолетние работники, которые продолжают обучение, могут отработать весь срок сокращенной рабочей недели полностью – 24 или 35 часов соответственно.
Для продолжительности рабочего дня ст. 94 ТК РФ устанавливает жесткие ограничения:
- подростки в возрасте 14–15 лет работают 4 часа;
- подростки в возрасте 15–16 лет – 5 часов;
- молодые люди в возрасте 16–18 лет – 7 часов.
Кроме того, запрещается использовать труд подростков ночью, в праздничные и выходные дни.
Подробности читайте здесь.
Какие ситуации возникают уже сейчас? Приведу примеры из опыта нашей школы:
- Бригада учащихся в период летних каникул занимается благоустройством пришкольной территории и получает зарплату от службы занятости. У нас почти 100 подростков так трудоустроены в летний период. Совсем не обязательно, что все они из неблагополучных семей, для многих это способ получить финансовую независимость, заработав свои первые деньги.
- В Гурьевском городском округе Калининградской области действует программа для трудоустройства школьников «Агро-лето», когда школьные бригады работают на территории фермерских хозяйств.
Их туда отвозят на автобусах, там они трудятся 3 часа в день, получая деньги не только от службы занятости, но и премию от фермера в виде части продуктов из собранного урожая.
В этой бригаде есть академически очень успешные дети, в том числе победители Всероссийской олимпиады школьников.
Дети любят работать, но только в том случае, если осознают, для чего это нужно и зачем, и опыт нашей школы это подтверждает.
Как организовать субботник?
Но упомянутый в изменениях законодательства общественно-полезный труд, неоплачиваемый, бескорыстный – это новое правовое поле. Так, после принятия упомянутых выше поправок в Закон об образовании субботник на территории школы перестает быть добровольным, хотя никаких наказаний за отказ от участия в нем в законе не прописано.
Раньше это делалось по согласию с родителями, а с 14 лет согласие еще подписывал сам школьник. Теперь разрешения ни родителей, ни подростков не требуется. Предполагаю, что будет много недовольных среди родителей. Поэтому важно все это грамотно оформить: я бы рекомендовал внести субботник в календарный план воспитательной работы.
А вот определенные положения Трудового кодекса мы должны учитывать и в этом случае. Например, продолжительность работы, безопасность, адекватная физическая нагрузка.
Посадка деревьев во время субботника на пришкольной территории.
Учитель не заставляет трудиться, а мотивирует своим примером,
участвуя вместе со школьниками
Остаются еще открытые вопросы, например, требуется ли аттестация рабочего места подростка, привлекаемого к общественно-полезному труду?
Еще предстоит искать ответы на эти вопросы у юристов, через правоприменительную и судебную практику. Не исключаю судебные тяжбы с недовольными родителями. Все это должно устояться, а пока стоит обращать внимание на Трудовой кодекс и руководствоваться здравым смыслом.
Педагогическая составляющая: уважение, радость и осмысленность
Директора школ, с которыми мне приходилось общаться, по своему отношению к новым нормам, регламентирующим трудовое воспитание школьников, разделились на три группы. Первые – это те, кто не успел вникнуть в эти вопросы и не знает всех подробностей. Ко второй категории относятся руководители, которые радостно потирают руки, говоря: «Вот, наконец-то мы привлечём к труду всех ленивых, научим школу и Родину любить». Третья группа – это директора, которые стараются осмыслить педагогические нюансы нововведения. Поэтому я предлагаю перейти именно к педагогике, к воспитательным задачам труда подростков.
Прежде всего стоит подумать над тем, каким должен быть труд? Ведь не любой труд воспитывает, а только тот, который основан на трех ключевых принципах: уважение, радость и осмысленность.
Первое: мы должны уважать и свой, и чужой труд, и, условно говоря, не ходить в грязной обуви по кем-то вымытому полу.
Второе: Труд должен приносить удовольствие и ни в коем случае не должен быть наказанием. Тут не все коллеги со мной согласны. Говорят: «Вот хулиган, что-то сделал плохое, неправильно себя вел. Давайте заставим его помыть что-то». Это недопустимый подход.
Третье: труд должен быть осмысленным. Человек должен понимать, что он делает и зачем. Есть такой анекдот: Вовочка плохо себя вёл, и его директор заставил красить окна. Через два часа Вовочка приходит и говорит: «Василий Петрович, а рамы тоже красить?» Понятно, что его труд не был наполнен смыслом для него, поэтому он выполнил его, как понял, нанеся школе ущерб, а не помогая ей.
Вторая история – это легенда про то, что президент США шёл по одному из объектов НАСА, где велась подготовка первого астронавта в космос (вслед за нашим Юрием Гагариным). И вот американский президент остановился, спросив уборщицу, как пройти к генеральному конструктору. А ещё он поинтересовался, чем она занимается в организации? Уборщица ответила: «Мы запускаем человека в космос».
То есть она ощущала себя частью большого дела. Она моет пол, и это помогает всем людям вокруг готовить запуск человека в космос. Это невероятно важно.
Дети должны понимать: они не рабы на галерах, они делают что-то очень важное, очень нужное, помогая школе, друг другу, любимому учителю, своему посёлку, городу, который становится краше, лучше благодаря их стараниям.
Вот без этого сознания труд теряет смысл. Поэтому уважение, радость и осмысленность – это три кита, на которых должен быть основан детский труд. В противном случае это будет не прививка труда, а прививка от труда, и подросток сделает всё возможное, чтобы ничего не делать.
Необходимо соблюдать культуру труда. Если дети делают уборку, мы должны выдать им фартуки и необходимый инвентарь.
Ещё раз подчеркну, что трудом наказывать нельзя. Трудом надо поощрять. Это можно сделать по аналогии с Томом Сойером, который призывал всех красить забор вместо себя, или кота Матроскина, который провозглашал «общественный труд для моей пользы».
Это не самый эффективный способ, но по крайней мере это лучше, чем принуждать. И нужно понимать, что общественно-полезный труд может быть очень разным. И он не исключает оплату. У нас на территории школы есть современная теплица, где дети трудятся, и они туда бегут с радостью, их не надо заставлять. Они видят, как растут овощи и ягоды, как появляются первые плоды. Для них это очень значимая часть жизни, они туда приходят с удовольствием.
Есть у нас учебная фирма, где дети на суперсовременном оборудовании делают сувенирную продукцию, и заказчиками выступают музей Мирового океана, администрация Гурьевского муниципального округа, национальный парк «Куршская коса» и другие крупные организации. Ведь и такой труд тоже возможен, и он очень осмыслен.
У нас в школьной столовой работает бригада подростков, которые накрывают на столы и делают уборку. За это они получают зарплату.
Они трудоустроены по всем юридическим нормам: они предоставили справку о несудимости, прошли медицинскую комиссию, заключили трудовой договор. Хочу подчеркнуть, что таких вакансий на всех желающих у нас не хватает – образовалась очередь из претендентов.
Труд общественно-полезный, бескорыстный и труд оплачиваемый должны друг друга дополнять. Я за сочетание волонтёрского труда с оплачиваемым трудом, когда это возможно.
И теперь о волонтерстве. Например, у нас в школе действует программа поддержки волонтерского движения, участие в котором может быть оформлено в виде записи в волонтерской книжке. Это даст подросткам дополнительные баллы для поступления в вуз и станет для них существенным стимулом. Примерами волонтерского труда является помощь во время организации больших событий в школе, организация благотворительных ярмарок, помощь ветеранам. Выезжаем в приют для собак (помогаем выгуливать собак), в дома престарелых с концертом, высаживаем деревья, укрепляем дюны на Куршской косе, очищаем побережье Балтийского моря.
Сейчас нам предоставляется уникальная возможность обсудить, в чём заключается общественно-полезный труд, как часто и с какого возраста следует к нему привлекать, как привить культуру трудовых отношений. Этот шанс нельзя упустить. Но всегда нужно удерживать, конечно, педагогическую позицию и понимание того, что для нас это проект – проект трудового воспитания подрастающего человека. И от того, как мы его реализуем, зависит дальнейшая судьба подростка, его отношение к труду. Нам государство доверило новый инструмент, новый механизм. Ещё пока многое не ясно, все нюансы будут проверяться на практике. Но я уверен, что в каждой школе это будет немного по-своему. И в некоторых возникнет клубок проблем: сопротивление, взаимная агрессия, а в других это станет новым этапом в развитии и становлении самой школы и личности. Поэтому я от души желаю всем читателям сделать усилие и попасть во вторую категорию.
Свою следующую статью я планирую посвятить теме профориентационного минимума.
- Материалы Алексея Голубицкого читайте здесь