25 августа в рамках Московского урбанистического форума мне удалось поработать на экспертной сессии «Понимаю, принимаю: о формировании ценностей». В ходе нее обсуждались подходы к формированию ценностей у детей. Залу показывали фрагменты фильма и анимационного мультфильма, чтобы мы могли не только слушать, но и наглядно видеть обсуждаемое. При этом ролики провоцировали активную беседу между спикерами и зрителями. Каждый мог поделиться своими мыслями. Также спикеры проводили опрос, в котором любой желающий из зала мог в двух словах дать свое определение ценностям. Всего в зале было четверо выступающих: Лариса Юрьевна Овчаренко, кандидат психологических наук, доцент института специального образования и психологии МГПУ; Татьяна Волошко-Стебловская, главный редактор интернет-газеты «Вести образования»; Ирина Владимировна Мануйлова, преподаватель детско-подросткового театра-студии «Раз, два, три»; заслуженная артистка РФ, ведущая актриса Московского Нового драматического театра (МНДТ); Юлиана Сополева, актриса Театра на Малой Бронной, театра «Дело молодых», педагог по мастерству актера театральной студии «Раз, два, три».
В течение всего мероприятия я думал, а что же такое ценности для меня? И ответ оказался простым: это то, что мы считаем важным в жизни.
Во время сессии нам продемонстрировали фрагмент фильма «100 дней после детства». Я не видел его до этого, но момент, в котором один из героев, отстаивая свои принципы, выливает ворованный компот на другого, меня ошеломил. После я обернулся и посмотрел на людей в зале, многие впали в оцепенение, как и я. Вопрос ведущего вернул нас всех в реальность и помог перейти к обсуждению: столкновение каких ценностей мы смогли здесь увидеть.
На мой взгляд, не бывает «незначительного» воровства, именно поэтому я поддержал позицию того мальчика, который не смог взять чужое и выпить злополучный компот.
А после экспертной сессии мне удалось немного поговорить с Татьяной Волошко. Она поделилась своим опытом формирования ценностей у человека.
– Как важно понимать и принимать ценности других людей и как это может повлиять на наши отношения с ними?
– Мы всегда интуитивно ищем своих людей, но так бывает, что даже с ними у нас может не совпадать расстановка ценностей. Допустим, если для вас самое главное – семья, а для вашего друга – карьера, в этом ничего плохого нет. От этого он не перестаёт быть вашим другом. Соответственно мы принимаем его определяющую ценность на сегодняшний день, а он принимает нашу. Но, конечно, речь не идёт о радикальных расхождениях. Система координат со «своими людьми» не может совсем не совпадать.
– Как социальные медиа и интернет влияют на формирование ценностей у молодёжи?
– Влияют, причем сильно. Серьёзные, качественные медиа создают контент, который не просто информирует, но и дает почву для размышления, анализа, учат мыслить критически. А это всегда возможность проверить свои ценности. Если мы говорим о «жёлтых», низкоуровневых медиа, то они могут породить в голове подростка, да и взрослого человека, ещё больший хаос. А хаоса в нашей жизни и так достаточно.
– Какую роль играют семья и образование в формировании ценностей у детей и подростков?
– Семья и школа играют ключевую роль в формировании ценностных ориентиров, главное, не делать это нарочито и навязчиво. Это тот круг, в котором мы находимся продолжительное время, некая территория детства. Но есть и другой круг, который находится за пределами семьи и школы. И он может оказывать самое разное, не всегда положительное влияние. Поэтому ответственность взрослого человека велика. Главное условие – доверие между ним и ребенком и соответствие того, о чем он говорит с тем, что делает сам. Дети чувствуют фальшь и ложь, и их доверие вернуть очень сложно.