– Наталья Александровна, у вас очень богатый опыт работы на руководящих должностях. Какие проекты вы считаете самыми значимыми?
– Очень важными и значимыми оказались самые первые проекты, которые мы создавали в правительстве Москвы. Это как раз было в 2012–2013 годах. Наша задача заключалась в том, чтобы полностью изменить образ государственного служащего, показать, что это не какой-то пожилой дядька с портфелем (а ведь именно так и думали), а молодой и креативный человек, который пришел в правительство и готов изменить всю Москву. Это была непростая работа: мы выступали на разных конференциях и развеивали устоявшиеся десятилетиями мифы.
Приходилось приводить весомые аргументы: средняя статистика показывает, что государственный служащий – это молодой мужчина (или женщина) 35–38 лет, зачастую имеющий семью и несколько высших образований. И такими фактами мы подкрепляли свою идею.
Когда мы работали в Департаменте соцзащиты, нам удалось создать еще один интересный проект, направленный на помощь, поддержку и защиту детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Например, если вы вдруг стали свидетелем жестокого обращения, безнадзорности или трудной ситуации ребенка, то можете позвонить по телефону экстренной социальной помощи. Очень важно не быть равнодушным, и, если ты видишь, что у детей проблема или мама устала, поэтому не совсем адекватно реагирует на ситуацию, то надо вмешаться, предложить помощь. Это был еще большой проект по изменению самого сознания москвичей. Когда мы только начинали эту работу, то, к огромному сожалению, очень часто писали и говорили, что бить детей – это нормально, ведь по-другому они не понимают. Приходилось переводить этот разговор в плоскость взрослых отношений: как начальник не может бить подчиненного, так и родитель не может бить ребенка. Мы постоянно рассказывали, что физическое воздействие на детей – это ненормально. Было невероятно приятно, когда службу социальной помощи стали приводить в пример на разных родительских форумах: если видишь, что ребенок в опасности, не надо думать, вмешиваться или нет, есть телефон экстренной социальной помощи, скорее звоните. Мы смогли перевернуть сознание, и уже сейчас при вопросе: «Бить детей – это нормально?» многие ответят отрицательно, а остальные не станут этим хвалиться. Это очень важная история для нас всех.
– Нам известно, что существует целая медиаредакция, которая состоит из школьников. Вы помогаете им проявить свой талант и стать на шаг ближе к медиаиндустрии. Почему вы решили создать такое общество единомышленников? Ведь во многих школах есть свои пресс-центры или медиаклассы.
– Медиацентр или медиакласс всё-таки ограничен школой, а мы пытаемся дать возможность детям поработать уже на поле Департамента образования и вообще всего города. То есть мы с ними придумываем проекты, которые реализовываются по всей Москве. Например, вы видели в своей школе постер про новый формат подготовки к ЕГЭ? (корреспонденты кивают. – Прим. ред.) Вот его как раз нарисовал школьник из нашей медиаредакции. Это очень классный кейс в его портфолио: созданный им плакат висел в каждой школе, а это уже весомый аргумент для работодателя. Наша основная задача – делать вместе с ребятами такие проекты, которые потом смогут помочь им при поступлении или трудоустройстве.
Цымбаленко Наталья Александровна
– Трудно ли организовать работу ребят в команде?
– Как и в любом коллективе, и вы, наверное, обращали на это внимание, есть те, кто создают контент, а есть и те, кто просто наблюдает за происходящим, вроде бы как пассивно участвуют. Вот и здесь та же ситуация: ты предлагаешь сделать какой-нибудь проект, прибегает 50 ребят, желающих принять участие, а фактически готова работать лишь малая часть. Примерно 10%, а остальные хотят просто потусоваться. Но нам это тоже подходит, потому что в школе вы как раз и должны использовать все возможности и понять, нужна ли вам эта профессия или нет.
К примеру, сегодня ты хочешь быть журналистом, завтра – пожарным, а потом еще кем-то. Поэтому мы ждем всех, кто готов участвовать в каких-либо проектах. Быть может, ребенок вдохновится чужой работой и решит что-то создать сам.
Что действительно сложно дается ребятам – это руководство сверстниками в группах. Дети еще не понимают, как правильно выстроить работу внутри команды. А когда они не получают обратной связи от других, расстраиваются. Но мы здесь еще и учим их неким основам менеджмента, разбираем самые простые правила работы в команде. Конечно же, организация работы группы людей – это большой стресс. Но ребята справляются, мы же видим их коллективные проекты: это и сайт к Новому году, и выпуски школьных новостей, и рубрики про культуру. Кстати, эту информацию еще не афишировали, но хочу поделиться: социальные сети Московского образовательного телеканала ведут школьники! Было принято решение отдать эту работу двум самым активным ребятам из медиаредакции, а у них в команде есть еще несколько помощников. Самое интересное, что мы поставили обязательное условие – использовать возможности нейросети. Что ж, посмотрим, что из этого получится.
– Нейросеть сейчас становится невероятно популярной. Как она может повлиять на медиаиндустрию?
– Как только появляются новые тренды, мы должны сразу же вникать и популяризировать их. Безусловно, нейросеть активно применяем в своей работе: стараемся писать тексты для социальных сетей с ее помощью, создаем какие-то дизайны. Пока нейросеть ограничена лишь текстом и картинками, хорошие видео она делать не способна. Но мы понимаем, что самые простые тексты, например подводку для новостей, она запросто сделает. Ребята уже пробовали создавать через нейросеть даже логотипы для предпрофессиональных классов, но поняли, что пока это невозможно, так как она выдает картинки, то есть эта история еще имеет ограничения. Совсем недавно мы пригласили к нам Кирилла Соловьёва, который провел интереснейшую лекцию для детей. Он придумал проект «Города России глазами нейросети» и рассказал ребятам, как дизайнеры могут использовать этот ресурс в своей работе. По словам Кирилла, нейросеть сможет заменить рядовых дизайнеров и копирайтеров, но способных креативить специалистов – нет. Нужно уметь придумывать что-то свое. Обычный текст или банальную картину она сделает очень быстро, предложив даже несколько вариантов. Но только талантливый человек может создать что-то уникальное, детально прописав техническое задание. То есть придумываете вы, а выполняет она. Помните, когда появился компьютер, он так и не смог полностью заменить человека, но сильно упростил жизнь. Нужно оперативно использовать новые возможности, и тогда вы станете настоящими профессионалами.
– Напоследок хотелось бы задать немного философский вопрос: вы очень много работаете с детьми, пишете книги, решаете важные вопросы, а еще вы мама троих детей. Как все успеть?
– С самого детства мне запомнилось произведение Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Когда я его прочитала, просто мечтала о такой работе, которая станет частью жизни: ты уже не хочешь «ждать понедельника», чтобы прийти на работу. Да и выходные уже не нужны. Важно построить свою жизнь так, чтобы ты не работал пять дней в неделю, а два дня отлеживался. Твое дело должно стать частью тебя. Например, ты вместе с семьей приходишь на мероприятие, одновременно пишешь про это, а рядом бегают твои довольные дети. Ведь это прекрасно, когда работа приносит удовольствие.