Личный опыт // Колонка

Исследуем мир глазами ребенка

О родительском и педагогическим опыте познания мира через проектную деятельность.

Исследуем мир глазами ребенка
Фото: proprikol.ru

Колумнист «Вестей образования», педагог и мама восьмилетнего сына Ирина Царёва выделила несколько важных этапов, которые дети проходят во время работы над проектом. Что происходит с ребенком, чего не должен делать взрослый, почему проекты зачастую носят формальный хорактер и зачем выращивать лягушек на балконе – на эти и другие вопросы автор отвечает в тексте.

Как-то раз мой сын вышел с дополнительных занятий по естествознанию с двумя торфяными горшочками, в одном из которых были семена гороха, а во втором – камни. Я стала его расспрашивать, что это и для чего нужно. Ответ был прост: ребята изучали живую и неживую природу. Домашнее задание было простым, но ответственным: нужно поливать оба горшочка и наблюдать, в каком из них зародится жизнь. Сын был заинтересован этой идеей и через пять дней получил первые всходы гороха. Камни, как и ожидалось, не проросли.

И вот в апреле 2023 года мы с сыном решили создать свой проект: попробовать вырастить настоящих лягушек из икры. Назвали мы его «Дуремар». Первую партию будущих головастиков привезла моя коллега. Но мы так старались создать им поистине тепличные условия, что они погибли, не выдержав высокой температуры. И тогда было решено направиться в ближайший парк, найти подходящую канаву и наловить икры, что мы и сделали.

Разместили наших питомцев на балконе и стали наблюдать: фотографировать, снимать видео и вести дневник происходящих изменений.

Сын наблюдал метаморфозы и описывал их так, как видит сам. И только когда он создавал собственное впечатление о происходящем, мы вместе читали про этап развития будущих лягушек.

Проект длился 4 месяца. По итогу у нас получились несколько симпатичных лягушат и образовательный ролик об их развитии, который был наполнен не только интересными кадрами, но и дневниковыми записями сына. Позже мы сравнили его заметки с выдержками из учебника биологии и обнаружили, что он точно отметил все этапы произошедших метаморфоз, но сделал это интуитивно, не обладая дополнительными знаниями, основываясь лишь на собственных наблюдениях.

Я задумалась о том, какие же метаморфозы проходит ребенок во время создания собственного проекта. Мои наблюдения выявили следующие этапы.

Я ищу

Первое, с чего все начинается, – поиск идеи. Да такой, чтобы она была интересна. Именно на этом этапе ребенок сначала выделяет интересующую его область, потом ищет конкретную тему. Взрослый не должен ничего испортить своими идеями. Дети учатся выбирать, познают сферу своих интересов, а не идут по предоставленному шаблону. Часто бывает, что мои ученики просят подсказать им тему. В таких случаях мы начинаем обсуждение, долго разговариваем, и так и рождается та самая идея.

Как воплотить задуманное в жизнь

Здесь уже точно нужна помощь единомышленников и взрослых. Ребята начинают распределять обязанности, подбирать необходимый материал, определять этапы работы и даже визуализировать будущий продукт. Взрослому важно помочь, посоветовать, но не выполнить за ребенка.

Во время нашего наблюдения за головастиками сын постоянно спрашивал: а куда мы их посадим? а чем будем кормить? а что будет, когда они вырастут? а если они умрут?

На все эти вопросы я не давала четкого ответа, мы рассуждали, обсуждали и вместе находили ответы.

Не потерять интерес на пути к продукту

Современный мир буквально требует от нас быстрых решений и быстрых результатов. Достаточно вспомнить наше общение в мессенджерах: ответ на вопрос должен прийти буквально за несколько минут, иначе мы начинаем нервничать. Вот и с проектной деятельностью мы можем наблюдать такую же ситуацию: нужно быстро придумать, быстро сделать и скорее получить продукт. Но тут и возникает главный вопрос: зачем? Форсируя события, мы превращаем проект в фарс. Нужно определиться, что стоит в приоритете: продукт или познание.

Наш с сыном проект длился достаточно долго: иногда он забывал о головастиках, потом вспоминал; порой ему было скучно смотреть на них, но через какое-то время он снова вглядывался в домашнее болото.

Он был свободен в своих наблюдениях, никто не ставил стандарты, которым нужно было следовать.

Именно поэтому сам проект не вызывал у него отторжения. Ведь все мы на протяжении определенного времени можем как гореть идеей, так и терять к ней интерес. Это абсолютно нормальный процесс.

Презентация и планы

Конечно, важно показать получившийся продукт, рассказать о нем, получить обратную связь от аудитории. При этом результат прежде всего должен понравиться самому автору. Нужно проанализировать: все ли задуманное получилось, а что хотелось бы сделать иначе, что понравилось, что нужно изменить. Работа не должна останавливаться только на готовом продукте, ведь мы делаем ее не для этого. Наплодить большое количество проектов, которые остановятся в своем развитии плохая цель.

Я уверена, что познание мира с помощью проектной деятельности наиболее продуктивно. Деятельность самого ребенка порождает искреннюю заинтересованность темой, а выводы получаются натуральными, а не заученными.

К моему большому сожалению, проекты в старшем школьном возрасте часто носят формальный характер и выполняются ради заветной галочки в чек-листе. Именно тогда и теряется важное назначение такой работы – познание мира и способность обратиться к другим. А зачем тогда что-то создавать?

С огромным удовольствием я наблюдаю за тем, как мой сын и мои ученики реализуют собственные идеи, ошибаются, делают выводы, радуются успехам и переживают неудачи. Важно, что они идут дальше, придумывают что-то новое или дорабатывают старые идеи. Они познают мир. Кстати, взрослым (родителям) тоже полезно включаться в такую работу: мы получаем уникальную возможность исследовать мир еще раз, но глазами ребенка.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube