Когда я училась в 11-м классе, одновременно посещала курсы по журналистике, чтобы подготовиться к поступлению в вуз. Каждую пятницу на занятиях мы сдавали преподавателю свои тексты, чтобы потом получить обратную связь. И вот на первом занятии нам дали первое журналистское задание – написать статью на одну из предложенных тем. Я с воодушевлением принялась за работу, да так увлеклась, что написала четыре страницы. На тот момент мне казалось, что это отличный текст, который был наполнен не только литературными примерами, но и собственными размышлениями. На занятии я отдала работу преподавателю, оставалось лишь ждать обратной связи от учителя. Через неделю настал день Х. Рефлексию было решено проводить достаточно странным путем: статьи, которые особенно не понравились лектору, зачитывались вслух (без указания фамилий) и подвергались детальной критике. Преподаватель начал читать.
С самых первых строк я поняла, что это мой текст. Едкие комментарии заставляли стыдиться написанного и разочаровываться в собственных творческих способностях. Единственное, чего я ждала, так это окончания собственной статьи. Такая обратная связь оставила после себя лишь неприятные чувства.
Уже более десяти лет я работаю учителем – журналистом так и не стала. Буквально в первые годы работы в школе мне вспомнилась ситуация, описанная выше. И я задумалась: как сделать процесс рефлексии полезным, а не болезненным? Детям (да и взрослым) просто необходимо анализировать собственную деятельность, размышлять, учиться видеть достоинства и недостатки работы. Чаще всего этот процесс носит весьма неприятный характер, что способствует отстранению ребенка.
Он закрывается и боится «снова сделать что-то не так».
Методом проб и ошибок я выявила для себя несколько приемов, которые позволили помогать ребятам анализировать собственные ошибки без обид и огорчений.
Подчеркиваем в работе не только отрицательные, но и положительные моменты
Я уверена, что в любом тексте или задании можно найти то, что у ребенка получилось хорошо. Будь то интересное предложение, оборот, словосочетание, идея. И это обязательно нужно озвучить ученику. Он должен понимать, что труд не напрасен, в нем есть то, что действительно получилось. Ведь если работа полностью подвергнута критике, снижается мотивация к дальнейшей деятельности.
Даем ребенку понять, что ошибки можно исправить
Когда мы указываем ученику на недочеты в работе, необходимо понять, для чего это делается. Просто исправить или все же научить делать иначе, скорректировать. Первый путь формален и непродуктивен. Второй же поможет ребенку вырасти, но для этого он должен понять, что допущенную ошибку можно исправить, нужно только найти подходящее решение. Еще для детей важно чувствовать поддержку взрослого в этот момент. Ошибаться естественно. Я об этом всегда говорю своим ученикам, обязательно подкрепляя слова примерами из своей жизни. Тогда они перестают так бояться ошибок и начинают искать пути их разрешения.
Отделяем продукт от себя
Рефлексия не должна быть критикой личности. Мы ищем не собственные недостатки в работе, а доводим ее до нормы. Любые замечания и комментарии относятся только к самому продукту, а не к ребенку и его качествам.
Очень важно научить его отделять себя от созданного продукта. Именно тогда он сможет правильно и безболезненно анализировать свою работу.
Чтобы достичь этого, важно и нужно обсуждать с ребенком детали. Начинать такие обсуждения лучше в личном формате, избегая публичности. Потом настанет тот момент, когда ученик сам сможет выявлять дефициты собственной работы и не бояться говорить об этом при всех.
Рефлексия собственной деятельности – очень важный и нужный процесс. Вопрос лишь в том, чтобы грамотно его выстроить. Именно тогда она даст свои плоды и поможет выйти на новый уровень продуктивности. Все мы сотканы из проб и ошибок, идеальных людей просто не существует. Тот мой негативный подростковый опыт был отрефлексирован уже во взрослом возрасте и позволил понять, как точно делать нельзя. Сейчас я сама учусь и очень много рефлексирую. И только благодаря моим преподавателям точно знаю, как делать это правильно.