Рано или поздно все школьники сталкиваются с необходимостью учить стихи наизусть. И тогда они закатывают глаза и стенают, что у них совсем мало времени на эту работу, даже если на задание отводится целая неделя. Они стараются хоть как-то облегчить свою участь, выбирая самое короткое стихотворение из учебника литературы. Чтение наизусть становится для них вынужденной зубрежкой и настоящим мучением, а должно было быть вдохновительным толчком и особым каналом коммуникации.
Однажды я задумалась, а возможно ли переломить эту ситуацию?
Я уверена, что изучение поэтического произведения – дело тонкое и обязательно свободное. Прежде чем окунать ребенка в мир поэзии, нужно познакомить его с биографией поэта, дать ему возможность вчувствоваться.
А потом прочитать само стихотворение и проанализировать его не с точки зрения литературных понятий, которые порой чужды ребенку, а постараться прожить его: представить шум дождя, дуновение ветра, влюбленность лирического героя. То есть установить особые личные отношения с прочитанным. Общее впечатление очень важно, и оно может быть абсолютно разным: нет какой-то универсальной схемы, что и как должен почувствовать ребенок. Нужно понять, какую задачу мы ставим перед ребенком: механически зазубрить определенное количество строк или же пробудить в душе сопричастность к прекрасному.
Если мы заставляем ученика зазубрить то, что он не понимает, не чувствует, то получаем уже известную реакцию: слезы и восклицания, что это просто невозможно выучить. А затем скомканное выступление у доски, которое принесет еще большее разочарование. Ведь важнее становится быстро рассказать этот стих и сесть на свое место, а не поделиться через поэзию тем, чего не скажешь обычными словами.
Когда мы с ребятами начинаем знакомство со стихами, я всегда спрашиваю, какое у них сложилось впечатление от прочитанного, какие чувства вызвало произведение.
Сразу оговорюсь: не стоит расстраиваться, если ребенок ничего не почувствует сразу. Это очень тонкий процесс, который не терпит давления. Иногда может помочь звуковое сопровождение, поэтому очень здорово, если вы подберете соответствующую музыку.
Постаравшись прочувствовать общее настроение, мы переходим к отдельным фразам. Спросите у ребят, какие фразы откликнулись им, а какие они бы с радостью зафиксировали, чтобы не забыть. И вот через анализ небольших предложений строки становятся чем-то личным. Важно помнить, что мы запоминаем только то, что нам важно, нужно или интересно. Именно поэтому на уроках мы стараемся сделать стихотворение близким.
А еще в поэзии очень важна свобода, о которой так вдохновенно говорили многие поэты. Я разрешаю ребятам выбрать для запоминания то стихотворение, которое им понравится.
Когда я впервые попробовала дать им свободу выбора, была невероятно удивлена, что большинство учеников не пошли по легкому пути (подобрать материал поменьше и полегче), а остановились на очень объемных произведениях и рассказали их невероятно вдохновенно. Стало понятно, что поэзия оказалась особым каналом коммуникации: нужно обязательно вслушиваться в сказанное, постараться понять, почему ребенок выбрал такой стих.
Постепенно процесс работы со стихотворением стал приятным делом, а не мучением.
Часто подростки выражают себя через свои стихи, но стесняются об этом сказать. Я очень горжусь любыми творческими проявлениями своих учеников, ведь так важна идея, внутренний посыл, желание сказать что-то миру. Несколько моих учеников разрешили поделиться своими наработками.
Даниил:
Любовь к тебе – это не сон,
И боль к тебе – реальность.
Ну кто же знал, что чувствам я своим надежду дам
И думать о тебе не перестану.
А я-то верил в эти чувства,
О нашем будущем мечтал.
Пытаясь счастье обрести,
Я все мгновенно потерял.
Стоял у пропасти и думал,
В чем был тогда я виноват?
И был ли я кому-то нужен?
Вставая по утрам с мыслью о том,
Что в жизни больше нет тебя,
Меня накрывала сильная тоска.
Не зная, что с собою делать,
Я свой рассудок потерял.
И думал я, что будет завтра,
Я так ничего и не узнал.
«Ночью у меня было плохое настроение. Мне было очень грустно. Я решил передать эти эмоции в стихотворении. После его написания мне стало легче на душе».
Маруф:
О, душа моя!
Я счастлив как никогда!
Она растопила тот лед,
Который был у меня.
Она, как птица из сказки,
Восставшая из пепла.
Красота ее ослепляет
И греет в солнечных объятьях!
«Я написал эти строки, когда встретил человека, с которым почувствовал себя комфортно. Я не мог высказать свои чувства. И с помощью стихотворения передал эмоции. И от этого мне стало легче».
Среди моих учеников есть потрясающая Мария, которая вызывает шквал аплодисментов после каждого прочтения стихов наизусть. Она погружает нас в стихотворение уже с самых первых строк.
Мария:
«Стихи я выбираю кропотливо и вдумчиво. Для начала я захожу в любой браузер и смотрю весь перечень стихов, которые мне предлагает интернет. Я читаю заголовки, и тот, который меня привлекает, я открываю. Не всегда заголовок соответствует содержанию. Тогда я просматриваю оставшийся список. Проверяю, как стих звучит и насколько сложен текст. Отобрав несколько стихотворений, я их повторно прочитываю и окончательно определяюсь.
Учить стихи нелегко. Я запоминаю их небыстро, после многих прочтений и повторений вслух. Хорошо помогает повторение стихотворения перед сном. Очень часто пользуюсь этим способом, но, если просто повторять стих перед сном и предварительно его не выучить, то ничего не выйдет. Если вы захотите выучить большой стих, то нужно чувствовать, что вы его запомните».
Совсем недавно мы с ребятами попробовали новое творческое задание, которое обобщило изучение целого поэтического блока. Я предложила им описать какое-либо значимое событие или предмет строками из стихотворений нескольких поэтов, при этом подобрав к своей работе подходящую иллюстрацию. Работы получились просто потрясающими. Очень многие ребята использовали свои фотографии, они смогли рассказать маленькую историю, используя строки чужих стихотворений.
Мы с ребятами уверены, что поэзия – это не зубрежка, это прекрасные чувства, новые формы, особый вид нашего общения. Тонкий и трепетный. Она рождена, чтобы вдохновлять и наполнять душу. Помогите ребенку почувствовать слово поэта, и тогда вы услышите слово ребенка.