Культура // Статья

«Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь»


«Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь»
Коллаж: «Вести образования». Фото: livelib.ru

Так совпало, что в 2018 году два ведущих театра страны, находящиеся в столичных городах, – МХТ им. А.П. Чехова в Москве и БДТ им. Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге, не договариваясь, поставили спектакли по пьесе «Слава», написанной советским драматургом и поэтом Виктором Гусевым в 1935 году. Он прославился двумя киносценариями – «Свинарка и пастух» и «В шесть часов вечера после войны», по которым были поставлены фильмы знаменитым режиссером Иваном Пырьевым. За свою короткую жизнь Гусев написал семь пьес в стихах, но настоящую известность получил благодаря двум этим экранизациям. Правда, была еще и третья – «Весна в Москве», но такой популярности она не имела.

Виктор Гусев. Фото ТАСС

Былая слава

Пьеса «Слава» была популярна в середине 30-х годов, она успешно прошла во многих советских театрах, включая БДТ, где собрала более 200 аншлагов в 1936 году. В МХТ она была впервые поставлена в 2018 году в рамках тематической лаборатории «После революции» режиссером Михаилом Рахлиным. Пьеса была показана узкому кругу и, кстати, так и не вошла в репертуар театра. Тогда мне довелось побывать на этом спектакле, который напоминал, скорее, шарж, карикатуру на пьесу Гусева. И это понятно, поскольку прямолинейный пафос пьесы и ее откровенная декларативность уже не могут восприниматься современным зрителем всерьез. Виктор Гусев был сыном своего времени, вписанным в сталинскую парадигму, и поэтому критический взгляд на его произведение и весьма ироническая трактовка режиссера казались здесь вполне уместными и допустимыми.

По сравнению с этим постановка БДТ, выполненная практически по всем канонам соцреализма, на первый взгляд вызывает удивление. Тем более в постановке такого режиссера, как Константин Богомолов, известного своими дерзкими экспериментами. От него ждали подтекстов, «подводных камней», словом, любых подвохов, но только не классического следования идеологической пьесе, написанной почти 90 лет назад.

Чем же она заинтересовала режиссера-новатора, артистов легендарного театра и продолжает волновать зрителей ХХI века? Почему она, по прошествии стольких лет, воспринимается на одном дыхании (о чем могу засвидетельствовать лично, посмотрев ее 1 мая нынешнего года), и почему ее простой, незамысловатый сюжет не оставляет равнодушным, несмотря на схематизм героев и декларативность их речей?

«А слава приходит к нам между делом, если дело достойно ее»

Прежде всего следует отдать должное великолепному актерскому ансамблю БДТ, показавшему высокий класс мастерства. Впечатление от их игры усиливалось благодаря трансляции спектакля (одновременно с действием, происходящим на сцене) на большом экране, где лица исполнителей были видны крупным планом. Это далеко не новый прием, а наоборот, ставший уже традиционным, но именно он не позволяет актерам сфальшивить или схалтурить. И тогда становится неважным, что исполнители главных ролей намного старше своих героев – видимо, замысел режиссера заключался в том, чтобы показать, как рано взрослели представители того довоенного поколения, на долю которого выпало столько испытаний.

Но все же главная причина обращения к пьесе далеких 30-х годов заключается в важных вопросах, поднятых ее автором: какова природа подвига и цель героического поступка? Ради чего люди идут на риск, жертвуя собой? Эти вопросы актуальны и сегодня.

Итак, завязка действия: на Кавказе, в районе вершины Азау, сошла лавина, которая разрушила горный аул и теперь угрожает гидростанции и близлежащему поселку.

В связи с этим возникает задача поставить заслон на пути стихии, взорвав лавину, а это очень опасно для тех, кто возьмется за такую работу – фактически выполнение этого задания грозит смертью.

Два главных героя – военные инженеры Василий Мотыльков (Народный артист России Валерий Дегтярь) и Николай Маяк (Заслуженный артист России Анатолий Петров) – противопоставлены друг другу. Первый – спокойный, мечтающий о семейной жизни со своей невестой Леной Медведевой (Александра Куликова), второй – амбициозный, рвущийся в бой, мечтающий о славе. Для него случившаяся в горах чрезвычайная ситуация – лишь повод совершить подвиг и благодаря этому стать знаменитым, пусть даже ценой собственной жизни. А люди, которые могут погибнуть под лавиной, его совсем не интересуют.

Получив известие о катастрофе в горах, он тут же заявляет о своем желании поехать на место события, однако его мудрый начальник Тарас Очерет (Заслуженный артист России Василий Реутов), наслушавшись пламенных речей Маяка, все же решает отправить на ответственное задание скромного и немногословного Мотылькова, который ценит свою жизнь и не скрывает этого.

Но он готов выполнить задание ради спасения людей, оказавшихся в опасности, а не ради славы, в отличие от своего коллеги и друга Маяка.

Обосновывая свое непростое решение, Очерет так говорит Маяку, характеризуя его поведение: «Когда я вижу такой уж свярхъяркий огонь, я всегда опасаюсь, что он бенгальский».

«А слава приходит к нам между делом, если дело достойно ее», – добавляет он.

И Мотыльков выполняет порученное задание без громких слов и лозунгов, но оказывается на краю гибели, получив тяжелое ранение. Его спасает хирург, профессор Михаил Черных, который решает перелить Мотылькову свою кровь. В спасении героя принимает участие и его невеста Лена, которая по законам жанра оказывается летчицей и мчится в горное ущелье из Москвы, преодолевая все препятствия, чтобы передать врачу необходимые для операции инструменты.

И никто из них не гонится за «медными трубами» и признанием общества, просто каждый честно выполняет свою работу.

Интересно, что роль хирурга в спектакле БДТ исполняет женщина – Народная артистка России Елена Попова, причем она настолько органична, что становится понятно: не имеет значения, кто возвращает героя к жизни – мужчина или женщина, важен сам поступок и готовность помочь другому человеку.

«Пьеса о хороших людях» и ее скрытые подтексты

Не случайно Константин Богомолов в интервью одному из петербургских изданий назвал «Славу» «пьесой о хороших людях».

«Пьеса пафосно называется “Слава”, но она сама несет разрушение этого пафоса. Гусев использует идеологические формы, чтобы пропагандировать вполне гуманистические идеи: что страх легитимен, что человеку позволено бояться погибнуть, что не надо лезть на амбразуру. Это антимилитаристская идеология строительства спокойной мирной жизни. В пьесе проигрывает тот герой, который готов идти на жертву. Гусев сумел, удивительным образом встроившись в сталинистские формы, маскируя свои истории этими марксистскими максимами, продвигать совершенно другие мысли, чувства и настроения», – считает режиссер.

Такой же позиции придерживается и внук драматурга, почти его полный тезка, спортивный комментатор Виктор Гусев.

По его мнению, автор зашифровал в своей пьесе ряд не разгаданных в ту эпоху подтекстов. Например, чего стоит одна из реплик: «Наша партия и на катастрофах воспитывает людей».

Еще больше споров среди театральных критиков вызвала фраза, произнесенная одной из ключевых героинь – Марьей Петровной Мотыльковой, матерью одного из главных героев: «Сталин – сын трудового народа, а я – трудового народа дочь».

На эту реплику современный зал реагирует смехом. «Эх, как мне хотелось бы услышать реакцию на эту фразу тогдашнего, советского зрителя! И сравнить. Ведь нынешний засмеялся. Расхохотался, чуть ли не век спустя уловив, на мой взгляд, главное! Вопреки мнению тех, кто заклеймил эту фразу как вообще самое страшное в гусевской пьесе. Для меня совершенно очевидно, что молодой драматург сказал это весело, на пределе допустимого и уж точно не подобострастно к вождю, а даже с точностью до наоборот», – пишет в своей статье внук драматурга.

Без иллюзий и мифов

Роль Марьи Петровны Мотыльковой блистательно сыграла народная артистка России Нина Усатова. Она воплотила на сцене образ доброй, любящей матери, которая беспокоится за своих взрослых детей, разбросанных по разным городам. Она обижается на них за то, что они не находят времени приехать к ней в гости, даже на ее юбилей, хотя она ждет их за накрытым столом и вместе с дочерью Наташей хлопочет по хозяйству.

Вообще наравне с героической темой в пьесе и в спектакле присутствуют обычные бытовые сцены: смешные ухаживания почтальона Студенцова за Наташей Мотыльковой и попытки ее матери прекратить этот роман; монологи Владимира Медведева – актера старой дореволюционной театральной школы, частого и желанного гостя в доме Мотыльковых; да и самая первая сцена свидания его дочери Лены Медведевой и Василия Мотылькова в парке на белоснежной скамейке – вполне лирическая до тех пор, пока по радио не сообщают о катастрофе в горах.

И все же режиссер как будто предостерегает: не стоит на веру воспринимать красивый миф о счастливой советской жизни, представленный в пьесе.

Не должен вызывать иллюзий и финал пьесы, когда вся семья Мотыльковых собирается за праздничным столом, и тут раздается звонок из Кремля: всех приглашают на прием к Сталину.

Едва начавшееся торжество заканчивается многозначительной репликой Владимира Медведева: «Вот там и закусим», и сразу после этого открывается серая стена. Может, как знак предстоящих испытаний – ведь время было тревожное, хотя репрессии еще не достигли своего пика, но уже охватили значительную часть общества. (Кстати, в спектакле МХТ им. А.П. Чехова в финальной сцене герои облачаются поверх своей обычной одежды в лагерные робы, и это уже не намек, а откровенное высказывание.)

В общем, новое прочтение советской пьесы в БДТ им. Г.А. Товстоногова оказалось и ярким по своему художественному воплощению, и одновременно послужило поводом к полезной рефлексии о прошлом, которое ни в коем случае не должно повториться. И главный вывод: не стоит стремиться к подвигам ради славы, гораздо важнее – честно выполнять свою работу, бескорыстно помогать людям в повседневной жизни, без лишних слов и громких обещаний.

В статье использованы фотографии с официального сайта БДТ


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube