Экспертное мнение // Статья

Алексей Семенычев: «Потребность в познании от денег не зависит»


Алексей Семенычев: «Потребность в познании от денег не зависит»
Фото: vop.ru

В Госдуме предложили перечислять российским школьникам деньги на «Пушкинскую карту» за высокую учебную успеваемость. Автором инициативы стала депутат от партии «Новые люди» Анна Скрозникова. По ее словам, «концепция указанного эксперимента может состоять в виде автоматической конвертации оценок “пять” за каждый школьный предмет из системы “Электронного журнала” по итогам четверти в финансовые средства, зачисляемые на “Пушкинскую карту”». Эту инициативу мы попросили прокомментировать консультанта по вопросам семейного и альтернативного образования, редактора проекта «Альтернативное образование в России» Алексея Семенычева.

– Сама по себе идея «государство делится деньгами с самыми умными детьми» не так уж и плоха. Однако достигнет ли она цели, которую предполагает? Станет ли образование от этого лучше?

Многие родители и некоторые педагоги-экспериментаторы уже попробовали этот вариант. Опыт показал, что где-то работает, где-то нет, но в целом получилось не очень.

Всё же потребность в познании больше зависит от удовольствия, которое ребёнок получает в процессе обучения, а не от денег.

Уже столетиями педагоги бьются над проблемой мотивации. Написали множество работ, книг и создали экспериментальные школы-площадки. Но, кажется, Дума в очередной раз старается не прислушиваться к мнениям экспертов, предпочитая понятное для депутатов решение, которое в их среде действительно очень эффективно: «Если что-то не получается, надо просто дать денег. Если опять не получилось, нужно дать ещё больше денег».

Я сейчас сознательно избегаю вопросов: а сколько именно будут платить? А учтена ли коррупционная составляющая? А как будут мониторить ситуацию управления образования, и так загруженные работой и финансовыми отчётами? «Пушкинская карта» с 14 лет. А до этого возраста будут платить или нет?

Думаю, что эти вопросы как раз вполне решат. Направлять деньги и делить их – дело для чиновников привычное.

Однако у нас в стране уже есть региональные гранты, которые вручаются за особые успехи в учёбе (олимпиадах, конкурсах), у нас есть негосударственные фонды, которые помогают многодетным семьям с отличниками, и другие проекты, которые оказывают помощь целенаправленно и весьма избирательно. Детей из этих проектов не надо мотивировать деньгами, для них это не мотив. Эти деньги – скорее, возможность помочь семьям, сделать подарок за выдающиеся успехи. Такое индивидуальное, целевое финансирование действительно имело бы смысл. Имеет смысл расширить его, увеличить суммы. Тогда деньги становятся возможностью улучшить уже выдающиеся результаты, облегчить жизнь семей, где есть проблемы с деньгами, но нет проблем с «пятёрками», или позволить отличникам проявить себя ещё больше. Возможно, если бы государство в целом увеличило уровень жизни населения, сделало бы доступным современное образование во всех областях нашей необъятной страны, то, может, и отличников стало бы больше, и платить не пришлось бы.


Youtube

Другие статьи автора

Новости





























































Поделиться

Youtube