Пост#1 // Колонка

Три главных фактора успешного семейного образования


Три главных фактора успешного семейного образования
Иллюстрация: nevsepic.com.ua

Президент проекта «Альтернативное образование в России» Алексей Семёнычев написал в своем Фейсбуке про семейное обучение: «Я смотрел много отзывов мам, которые учили детей дома, но потом вернули в школу. Это очень досадные посты. Грустно читать такое. Именно так часто принимают родители свой результат практики семейного обучения – «у нас не пошло», «я не могу портить отношения с ребёнком» (за этим в 100% случаев стоит замаскированное «надоело на него орать»).

Когда же «хорошо идёт»? Как сделать так, чтобы обучение было успешным. Итак, я тут подумал, почитал и решил...

1. Личная мотивация ученика.

Мало сказать, что у каждого есть талант, надо ещё иметь силы его найти. У каждого он закопан на разную глубину. И секретик это откопать только тонким педагогическим талантом очень сложно. Нужно ещё и собственные силы иметь, свою мотивацию, внутреннюю – желание познавать мир.

Думается мне, что упадок мотивации в пятом классе результат не только педагогических талантов учителей, но и результат этого самого вполне эволюционного и врождённого фактора и двух следующих.

Есть же вполне успевающие и мотивированные ученика и в школах. Но что ж на них то так успешно действует? Личные качества и, конечно, следующие два пункта.

2. Прочные детско-родительские отношения.

Да. Без них не получится хорошего обучения дома. Ну извините. Да и сам я грешен, что не всегда могу их выстроить со своими детьми. Но без них никуда. Авторитет должен быть! Нельзя без него объяснять математику и русский, нельзя без него сформировать самостоятельную работу, нельзя без него понять, что надо ребёнку, куда его тянет. Нельзя сделать так, чтоб он, несмотря на все проблемы, учится тому, что для него важно. И самое главное – признать факт, что математика не самое главное, а рисование – самое главное.

3. Насыщенная образовательная среда.

Нет без нее никакого альтернативного обучения! Если вы сидите дома и никуда не ходите, ничем не занимаетесь, рано или поздно ваш ребёнок точно скажет: «Хочу в школу!» Там просто веселее.

Главная проблема коттеджных посёлков и маленьких городов – некуда пойти. Нечем заняться. Это очень важно! Мы этим и отличаемся от школы, где за всё – оценки, где выбор допзанятий снижается в зависимости от удалённости от райцентра.

Онлайн-занятия несколько украшают ситуацию, но совсем не то... Именно на этих занятиях для счастья и рождается ощущение успеха. На них ребёнок получает удовольствие от новых знаний. (Понимание, что математика нужна, чтобы сдачу считать, не делает образование осмысленным. Осмысленным делает его получение удовольствия от процесса обучения! Эндорфин мощный наркотик при любой мотивации! Поэтому геймификация и рулит, для тех кто играть любит, конечно.)

Отсутствие всех этих качество сделает семейное образование адом. Но отсутствие одного ещё можно как-то компенсировать.

Даже при слабых личных качествах поддержка родителей и активной образовательной среды сделает обучение дома успешным.

Даже при отсутствии большого количества кружков, благодаря личной инициативе ребёнка можно многого достичь через интернет или книги и общение с родителями.

Даже при отсутствии прочных отношений между ребёнком и родителями, ребёнок при поддержке среды и личных качеств может быть успешным.

А что есть в вашем обучении из этих трёх факторов?».



Другие статьи автора

Новости





























































Поделиться