В статье «Классом для ребенка должен стать весь мир, окружающий ученика» мы рассказали о том, как организуют образовательные путешествия для учеников Школы будущего поселка Большое Исаково Калининградской области. Но есть и другие необычные формы работы, которые наверняка заинтересуют педагогов. Представляем их вашему вниманию.
В путешествия за новыми идеями: от инклюзивной теплицы до музея Балтийского моря
В образовательные путешествия отправляются не только старшеклассники Школы будущего, но и педагоги, и сотрудники школьной администрации.
В отличие от конференций, где специалисты знакомятся с опытом своих коллег только из их выступлений и рассказов, такие путешествия открывают возможность увидеть практические наработки своими глазами, пообщаться с учениками, педагогами, директором другой школы.
Итогом таких путешествий становятся семинары «Методическая среда», участники которых – гости и представители принимающей стороны – обсуждают полученный опыт. Идеи и ноу хау, которыми представители разных школ делятся друг с другом, помогают не только подкорректировать, но даже существенно улучшить жизнь школы, повысить качество образования.
Например, образовательное путешествие в московскую «Новую школу» вдохновило учителей Школы будущего приобрести комплекс 3D-физкультуры, разработанный педагогом, психологом, экспертом в области дошкольного и начального школьного образования Сергеем Плахотниковым и создателем методик «Физкультура про другое», «3D-физкультура», «Зарядки с родителями» Сергеем Реутским. По свидетельству Алексея Голубицкого, после этого уроки физкультуры стали проходить намного веселее и содержательнее.
Комплекс Реутского в Школе будущего
Как рассказала руководитель тьюторской службы Школы будущего Татьяна Талецкая, педагоги, которые участвовали межрегиональном фестивале краеведческих объединений «Топос.Краефест» в Нижнем Тагиле, разработали программу летнего пришкольного лагеря в «Школе будущего» для подростков 6–7-х классов с направлением топос – изучение края через решение проектных задач.
Участие школы в муниципальном проекте «Агролето» и занятия в инклюзивной теплице, построенной в рамках проекта «Шаг в будущее», стало основанием по включению Школы будущего в ассоциацию «Агрошколы России». В этом году проходит апробация нового курса «Агрохимия». Этот курс разработан педагогами «Школы будущего» в сотрудничестве с Эколицеем им. М. Ломоносова из г. Иваново. В ближайшем будущем планируется обустройство опытного пришкольного участка. Начало положено – уже есть первая теплица, в которой школьники под руководством специалистов выращивают пряные травы, рассаду цветов для клумб, землянику и клубнику, витаминный салат.
В инклюзивной теплице могут заниматься даже дети
с ограниченными возможностями здоровья
Опыт школ под руководством Евгения Ямбурга, Ефима Рачевского, лицея Высшей школы экономики, имеющих свои выездные загородные базы, сподвиг педагогов Школы будущего на создание экологической лаборатории в ближайшем парусно-гребном порту. Теперь ребята изучают состав озерной воды, проводят опыты и даже организовали в школе музей Балтийского моря, экспонаты которого постоянно обновляются и пополняются.
Не только отечественный опыт заряжает новыми идеями учителей Школы будущего.
Как-то, посетив Исландию, директор Школы будущего Алексей Голубицкий увидел в расписании одной из школ занятия, помеченные буквой «О». Оказалось, что это означает «open space» – уроки на свежем воздухе, причем в любую погоду. Эту идею директор Школы будущего тоже взял на заметку, и теперь на территории школы или в ближайшем лесу успешно проходят занятия – не только по «Окружающему миру» или ИЗО, или биологии, но и по литературе, математике и другим предметам.
Конечно, Школа будущего тоже щедро делится с коллегами из других регионов своими наработками. Так, многие заинтересовались опытом школы по организации тьюторской службы, ученического самоуправления, инициативного бюджетирования, профориентации. Иными словами, обмен опытом в образовательном путешествии – это взаимообогащающий процесс, который полезен для всех его участников.
Музей Балтийского моря в Школе будущего
Образовательное гостевание: азбука места от А до Я
Школа будущего сотрудничает со многими школами из других регионов («Новая школа», «Интеллектуал», лицей МГИМО, «Силаэдр» из Москвы, «Корифей» из Екатеринбурга), и обмен опытом происходит не только между педагогами и директорами, но и между детьми из этих учебных заведений. В любой день учебного года в школе поселка Большое Исаково нередко можно увидеть наплыв гостей – команд из учеников, приехавших издалека под руководством своих учителей. Их встречает группа учителей и учеников Школы будущего, близкая по интересам и возрасту гостям. Цель гостей – не только изучить образовательную среду и жизнь школы-партнера, но и совершить путешествие по-новому для них региону с помощью принимающей стороны.
Вот как рассказывает об этом Татьяна Талецкая: «Мы вместе путешествуем по Калининградской области, но не просто так, а с определенными заданиями, например, составить азбуку этого места – найти явление или объект на каждую букву алфавита: например, «Г» – Гофман, «Я» – янтарь, «М» – море. А еще снять ролик о наиболее впечатляющем месте и нарисовать его образ на стене в коридоре школы, специально покрашенной графитовой краской для этой цели».
«Аборигены» и гости посещают одни и те же локации, но вдруг обнаруживается, что впечатления у тех и других совершенно разные.
«Например, если команда нашей школы приезжает в Сочи, то прежде всего они обратят внимание на пальму возле школы, в то время как для местных жителей это часть привычного ландшафта, – продолжает разговор Алексей Голубицкий. – И наоборот для наших ребят небольшие янтарики на морском побережье – это привычное явление, а для их сверстников из Москвы – это событие. Брусчатка под ногами или черепичные крыши на домах – для калининградцев обыденное явление, а для приезжих – новость, экзотика. И наоборот, то, мимо чего проходят москвичи, для наших ребят может стать очень важным открытием».
«Понимание того, что, оказывается, разные люди по-разному видят мир, имеет большое значение, и это тоже элемент нашей работы. Мы учим детей искать необычное в повседневном и повседневное – в необычном», – пояснил Алексей Голубицкий.
Совместный «мозговой штурм» школьных команд
Экспедиции: выйти из зоны комфорта и стать взрослее
Кроме образовательных путешествий для старшеклассников и педагогов и образовательных гостеваний для детско-взрослых команд, в Школе будущего практикуются такие формы внешкольной работы, как экспедиции, которые требуют более сложной организации и бюджета.
Такие экспедиции по времени, как правило, занимают несколько дней и совершаются не на комфортабельных школьных автобусах, а на байдарках или на плотах, с ночевкой в палатках в лесу или на побережье.
В рамках сетевого взаимодействия с другими школами ученикам довелось побывать в Белоруссии и в Псковской области, но часто подобные экспедиции происходят в пределах родной Калининградской области.
«24\7 много дней подряд подростки общаются со значимыми взрослыми, проводят наблюдения за природой, в том числе с помощью специальных приборов; учатся готовить на костре, обслуживать себя в походных условиях, преодолевая дискомфорт. Главное, что они проводят это время вне дома, вне школы и привычного окружения. За 10 дней такой экспедиции прирост в развитии ребенка может достигать полгода и больше», – поясняет Алексей Голубицкий.
Алексей Голубицкий в экспедиции всегда рядом с учениками
Конечно, на первом месте, как подчеркивают мои собеседники, – безопасность. Маршрут тщательно продумывается, обеспечивается питьевой режим, качественное питание и другие вопросы.
Таким образом, каким бы разнообразным и современным не было школьное оборудование, обеспечить целостное понимание социальных и природных систем, получить опыт личного соприкосновения с жизнью общества можно, только выйдя за пределы школьной территории. И тогда классом станет не помещение, ограниченное четырьмя стенами, а бесконечный и многообразный мир вокруг.
Фотографии предоставлены Школой Будущего