Экспертное мнение // Колонка

«Год педагога и наставника: поговорим или поможем?»


На днях наш постоянный автор, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин выступил на пленарном заседании нижней палаты парламента. Публикуем стенограмму его выступления и надеемся, что оно вызовет интерес у читателей «Вестей образования», потому что депутат не только поднял самые острые и насущные вопросы, но и предложили пути их решения.

– Уважаемые коллеги, поздравив педагогов с Днём учителя в канун 19 октября – лицейского дня, самое время поговорить о проблемах нашего образования. Как известно, 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, предыдущий Год учителя был в 2012 году, но в начале текущего года я не расслышал от педагогов: неужели опять объявят наш год, и при этом реально ничего не будет сделано?

На самом деле Годом учителя был скорее 2012-й – год подписания майских указов. По оценкам педагогов, именно тогда они получали самую высокую заработную плату в пересчёте на нагрузку, и не случайно. В 2012 году финансирование образования по сравнению с 2006 годом выросло на 80 процентов, а к 2015 году уже сократилось на 30.

Но обо всём по порядку. Все мы говорим о повышении статуса педработников. При этом Макс Вебер выделил две составляющие статуса: объективное положение человека и оценка этого положения обществом, престиж.

Начнём с престижа. Хорошо, что в Год педагога и наставника об учителях в широком смысле стали говорить больше. По официальным данным, проведено более пятидесяти разного рода мероприятий только федерального уровня на эту тему. Педагоги получили больше возможностей выходить на аудиторию телевидения и других СМИ, и вообще-то им есть что сказать людям. Но мы не можем не видеть, что при этом современного учителя необходимо защищать, причём защищать с двух сторон.

Во-первых, защищать от чиновника. В эпоху застоя, когда меня приглашали на радио или телевидение, я никогда не спрашивал у начальства, можно ли туда пойти и что именно сказать. Сейчас без разрешения чиновника педагог не может сделать ни шагу.

Я – руководитель рабочей группы по образованию инвалидов при президентской Комиссии по делам инвалидов. Но даже для того, чтобы пригласить на заседание рабочей группы ее члена или гостя, учителя, я каждый раз пишу письмо в департамент разрешите великодушно.

Почему чиновники считают учителей своей собственностью? Или мы забыли завет Константина Ушинского: «Воспитатель не чиновник, а если он чиновник, то он не воспитатель».

Где права человека?

С другой стороны, учителя, увы, приходится защищать от учеников.

По данным Высшей школы экономики, 70 процентов учителей сталкивались с травлей со стороны учеников, причем нередко из-за низкого уровня доходов. Например, современным девицам, которые воображают себя элитой, не нравится, что учительница ходит в одной и той же одежде, и они прямо признаются, что это повод для травли.

В «проклятую» эпоху застоя, работая в вечерней школе, я получал удовольствие от общения со взрослыми людьми в школе мастеров. Но не стеснялся выгнать из класса несовершеннолетнего хулигана, который мешал мне вести занятия. Сейчас за это учителя наказывают. Сколько это будет продолжаться? Вернемся, однако, к материальному положению учителей.

По данным РАНХиГС, в стране не хватает 250 тысяч учителей. Правда, коллеги из правительства говорят, что это не так, что не хватает всего одного процента, но это как считать. Если бы учителя работали на одну ставку, то не хватало бы примерно миллиона, а если заставить учителя работать на две с половиной ставки, то можно еще полмиллиона уволить. Так обстоят дела.

Напоминаю: средняя нагрузка российского учителя – более 1,8 ставки, то есть более 32 уроков в неделю. Как бывший учитель, утверждаю: это безумие.

В свое время молодым парнем я работал на две, на полторы ставки, и уверяю, это нелегко.

Представьте ситуацию, например, в городе Омске, где учитель в среднем работает на 2,1 ставки, то есть ведет 38 уроков в неделю, причем в большинстве это женщины постбальзаковского возраста. Правда, сейчас придумана новая методика расчета, и получилось, что вроде бы не 2,1, а только 1,9 ставки. Как видите, разница невелика.

Еще в 2015 году Общероссийский народный фронт показал, что в 75 регионах Российской Федерации не исполнялся указ президента от 7 мая 2012 года № 597. (Согласно этому указу, зарплата учителя не должна быть ниже средней по экономике региона. – Ред.) С тех пор ситуация, увы, только ухудшилась.

По данным опроса Высшей школы экономики, 80 процентов учителей получали зарплату ниже 40 тысяч рублей, более 40 процентов учителей приходится ограничивать себя в любых тратах, кроме еды, около 20 процентов не хватает денег на одежду. Перевожу на язык социологии: из представителей средних слоев значительная часть учителей превратилась в пролетариев умственного труда, причем ограниченных в правах.

Вот зарисовка из жизни. На выпускной вечер прихожу в школу на окраине города Омска, школа хорошая. Педагоги, несмотря на безумную нагрузку, любят детей. Спрашиваю директора: сколько получают учителя? Мне отвечают: если учитель работает на две ставки и ведет два классных руководства – зарплата составит 45 тысяч рублей, при этом средняя зарплата в Омской области на этот период около 50 тысяч. Иными словами, учитель работает за двоих, но не получает того, что ему положено даже за себя. И такая ситуация в большинстве регионов России. И это не считая бюрократической нагрузки, по которой, согласно международным данным, российский учитель является абсолютным рекордсменом мира в чем-нибудь в другом.

Коллеги, кто думает, что я сгущаю краски, тому хочу процитировать классика советской педагогики Василия Сухомлинского, который писал: «Чем меньше у учителя свободного времени, чем больше загружен он всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет дать воспитанникам».

Спросим себя теперь: куда уходят учителя? Ответ: куда угодно, в том числе очень часто – в репетиторы. Репетиторство вытесняет настоящее образование теми самыми услугами, против которых на словах мы все выступаем.

Перехожу к предложениям.

Первое. Во внеочередном порядке принять проект федерального закона, который предполагает нормы, аналогичные указу президента номер 597 при работе педагога на одну (подчёркиваю – на одну) ставку.

Второе. Если законопроект не будет принят, создать межфракционную, межкомитетскую рабочую группу для подготовки нового законопроекта о статусе педагогического работника. В основу положить постановление Государственной думы от 23 июля 2019 года, которое единогласно поддержали депутаты всех фракций. Ключевая идея – базовый оклад, или ставка за 18 часов работы педагога должна быть не ниже 70 процентов средней заработной платы по региону. По деньгам это примерно то же самое. По оценкам Минпросвещения, затраты бюджетов на эти цели должны составить около 400 миллиардов рублей в год.

Третье. При рассмотрении федерального бюджета на ближайшие три года предусмотреть повышение заработной платы педагогических работников до соответствующих уровней. В том числе в бюджете на 2024 год предусмотреть не менее 125 миллиардов рублей.

Четвёртое. Восстановить утраченные или урезанные социальные гарантии для сельских учителей, а именно 25-процентную надбавку к заработной плате, которая была предусмотрена законом о социальном развитии села. В полном объёме восстановить компенсацию на оплату жилья и коммунальных услуг, которая была предусмотрена законом об образовании в редакции 1992 года, а до того царскими указами и постановлениями ЦК и Совета министров.

А закончить свое выступление я хочу строками Роберта Рождественского: «Вы знаете, мне по-прежнему верится, что, если останется жить Земля, высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя». Давайте сделаем что можем для того, чтобы приблизить это время.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube