Качество образования // Статья

Цифровой пульс школы

Стратегия сближения с образованием будущего.

Цифровой пульс школы
Фото: polityka.pl

Мои предложения касаются тех фрагментов системы образования, где можно говорить о развитой цифровой среде, имея в виду техническую и методическую готовность. Смысловая готовность сейчас активно формируется, а предлагаемые меры будут способствовать ее формированию. Мыслительная готовность пока не горит, хотя про «управление по данным» несется изо всех утюгов, а реализация предложений этому не мешает. Логичнее всего рассматривать мои предложения на уровне региона, но можно и на уровне муниципалитета в пассионарно настроенном городе.

Все сейчас придумывают новую модель образования. Пришло массовое осознание необходимости ее менять, хотя все еще много тех, кто активно ностальгирует по старой «советской» школе. «Активно» – значит, видит именно в возврате к той модели решение текущих проблем.

Я отношусь к противоположной точке зрения, что текущие проблемы происходят из-за инерционности системы образования, неготовности, неспособности быстрее меняться навстречу радикально новым условиям. Спасибо 2-летнему карантину– он сильно подстегнул готовность общества к переменам. А тут и геополитическое противостояние накалилось – тоже мощный катализатор размышлений.

Я впервые описал свое видение будущей модели образования 15 лет назад. В блоге опубликован вариант-2013 с подборкой предыдущих и более свежих ссылок. Все больше признаков совпадения этой умозрительной модели с реальностью, хотя до полной ее реализации все еще далеко. Хочу предложить стратегию целенаправленного сближения. Все упомянутое уже является предметом многих проектов. Я их выстраиваю не просто для улучшения, устранения каких-то конкретных недостатков, а для приближения к той целостной модели.

Чтобы возникла открытая среда, о которой можно говорить в логике экосистем, нужно пройти непростой переходный этап. Его сложность в том, что такая среда противоречит текущим условиям работы в сфере образования. Редкий педагог или образовательная организация станут рубить сук, на котором сидят. По щелчку пальцев «тох-тиридох» экосистемная среда не появится, но в насыщенной цифровой среде с эмоциональной и технологической готовностью участников к методическим переменам ее можно и нужно прорастить.

Этап 1. Размывание границ организации

1. Ориентация на модель «перевернутый класс»

«Перевернутый класс» подразумевает мотивированное самостоятельное освоение базовых знаниевых моделей с последующей отработкой в разных форматах с компетентным партнером. Подготовленный в такой логике контент полезен и для традиционного очного обучения, и для дистанционного, и для электронного, и для персонального. Это значит, что можно административно стимулировать создание именно такого типа контента для традиционной очной модели силами самих педагогов.

2. Методологическая целостность

Чтобы обеспечить методологическую совместимость разных материалов, нужно предусмотреть единую методологическую структуру, соответствие которой считать критерием публикации на общей платформе. Поскольку я автор тезисов, могу предложить в качестве примера разработанную нами в РАНХиГС модель УЗКИiSPEC или «Алмаз личности».

3. Стимулирование перекрестной работы

Часто педагоги ревностно относятся к созданным методическим материалам, полагая авторство своим монетизируемым ресурсом. Если не прямо, то косвенно, через авторитет. Кроме того, организация обычно замкнута на своих обучающихся. Сегодня такой настрой уже не столь жесток, как 10 лет назад, но все же без дополнительного стимулирования создать общедоступный банк контента довольно сложно.

В перекрестном использовании учебных материалов можно сначала постараться как можно шире покрыть все базовые знаниевые модели, предусмотренные типовой программой. На следующем этапе можно получить обратную связь и/или конкуренцию материалов, поскольку хороший педагог не станет использовать неудачный материал, подготовленный кем-то чужим, а сделает свою версию. Зато удачный материал он с удовольствием использует, если это никак не скажется на его оплате.

4. Открыть доступ к учебным материалам

Если предусмотрен государственный бюджет на стимулирование создания продуктивного учебного контента, то доступ к нему должен быть открыт без авторизации. Профессиональные трудозатраты при работе в логике «перевернутый класс» акцентированы на переработке и рефлексии исходного материала, тогда как материал осваивается учеником самостоятельно. Переработка с квалифицированным партнером (педагогом) включит опубликованный материал в более широкое поле конкуренции, что обеспечит более быстрый процесс роста качества материалов.

Этап 2. Размывание границ ученика

1. Государственная Интернет-школа

Если мы обеспечили в сети на предыдущем этапе учебный материал в логике «перевернутый класс» по всей программе (и не только), то создали условия для отработки его в разных форматах, в том числе удаленно, в том числе самостоятельно. Это в полной мере отвечает условиям закона. Причем более полно, чем было раньше.

2. Независимый центр оценки

Для обучения вне посещения школы не хватает удобных структур независимой постоянно действующей оценки. Модель привязки к ближайшей школе получается довольно неуклюжей: отношения эпизодического контроля знаний неудобны ни семьям, ни школам. Если бы был независимый центр оценивания вне связи со школами, как минимум организационно, это было бы намного органичней.

Для обеспечения единых подходов ко всем, можно было бы отделить функцию контроля освоения от школы в эти центры. Тогда школа бы была в помощь семье для учения, а центр отвечал бы именно за квалификацию освоения знаний в логике ОГЭ/ЕГЭ, но на всех учебных курсах всех возрастов.

И тогда госэкзамены автоматически реформируются, снимая вечные споры об их судьбе. Не на уровне региона, конечно, но в этой модели отношение в регионе к ОГЭ/ЕГЭ будет гораздо более простое, привычное. В некоторых регионах независимые центры оценки есть, но пока их пропускная способность может быть недостаточна для такой постановки задачи.

3. Цифровой образовательный профиль

Превращая всю образовательную систему региона (муниципалитета) в единую распределенную школу, нужно технологизировать образовательную логистику единым инструментом учета освоенных дисциплин. Самый простой и очевидный путь – превратить табель в цифровую версию студенческой зачетки. Ссылки на материалы о профиле есть в блоге. Более развернутый материал о цифровой логистике там тоже есть.

4. Функциональная дифференциация

Если мы диверсифицировали задачи учения в разных местах (п.1), учения и оценки (п.2), единого учета освоения–цифрового профиля (п.3), то было бы логично разделить и школу по функциональному признаку учения и обеспечения.

Едва ли не более важная социальная функция школы, чем обучение, – обеспечение безопасных условий детей на время отсутствия родителей. И это совсем другие знания, навыки и требования, чем организация и ведение учебного процесса. Раз мы в цифровой среде формируем условия обучения за рамками стен конкретной школы, все более остро встает разница требований к обеспечению жизни детей в конкретных стенах и к организации учения без оглядки на эти стены. Такое деление могло бы быть полезным даже в традиционных рамках, но распараллелить процессы под единым началом в общих стенах проще. Описание задач опубликовано, например, в УГ, в подкасте.

5. Централизация персональных данных

Если «школой» как зоной учения становится вся образовательная среда региона (муниципалитета), то логично делать оператором персональных данных регион (муниципалитет), а в каждой конкретной школе вести учет в обезличенном виде– по домашнему имени ученика. Я предлагал эту модель еще в 2013 году. Тогда рассматривать нестандартную схему работы с непрофильной специализированной задачей никто не захотел. Находясь в одних стенах, это показалось неактуальным.

Этап 3. Размывание всех границ

На этом этапе у нас уже есть:
  • весь базовый учебный материал в открытом доступе
  • единый цифровой профиль и цифровая инфраструктура его заполнения в процессе оценки
  • в шаговой доступности здания, где обеспечено
    • безопасное нахождение детей на время отсутствия родителей
    • педагоги, способные помочь в освоении учебного материала,
    • активности спортивного, художественного и технического развития...

Речь о зданиях не только традиционных школ, но и всех других организаций развития. Педагоги могут работать в разных подходах, в частности в формате «перевернутый класс», в логике тьюторского и/или коуч- сопровождения.

Вся окружающая среда становится школой, поскольку образовательная программа собирается на ученике. И нужно предусмотреть транспортную логистику детей, если индивидуальное расписание подразумевает переезд/переход в другое здание.

Остается вопрос: «Готов ли сам ученик и/или его родители к такой образовательной активности?». Вряд ли. Многие предпочтут эффектную фразу, придуманную молвой за Марка Твена Гекльберри Финну: «I have never let my schooling interfere with my education» (Я не позволял школе вмешиваться в мое образование).

Изучение «образовательного запроса» привело к пониманию неготовности большинства семей к образовательной субъектности даже на индивидуалистично настроенном западе. Но для продуктивного развития страны все же стоит обеспечить такую инфраструктуру образования. Ради тех примерно 15%, которым она будет полезна, потому что,

  • во-первых, именно они обеспечивают прогресс всей страны,
  • во-вторых, они будут тянуть за собой остальных, если среда для всех будет едина и прозрачна.

Кроме того, такое изменение образовательных отношений актуализирует ответственность родителей за образование своих детей, как того требует российское законодательство, но что оказалось размыто практикой образования при сдаче детей в государственную школу. Родители могут и должны сами принимать решения, но большинству нужен будет профессиональный совет. Сами или по рекомендации – решение все равно остается за родителем. Это важно и нужно для нового баланса отношений.

Пока учитель воспринимался всеми как царь и бог, несоответствие отношений закону не мешало подавляющему большинству. Но сейчас, с утратой учителем авторитета по должности, стоит откровенная задача поиска нового баланса.

А он возможен только в том случае, если задачи и функции учителя станут лучше отвечать новой ситуации, и каждая сторона будет полноценно отвечать за свои обязанности.

Необходимость принятия решений делает семьи более субъектными и лучше готовыми к осознанному формированию образовательного запроса. Пусть он окажется примитивным – но он будет развивать образовательную активность фактом внимания вместо привычной практики сброса ответственности на школу. Можно ожидать протеста привыкших к пассивной роли многих родителей – но это один из факторов необходимой сегодня трансформации системы образования.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube