Вопросы о том, каким должно быть повышение квалификации учителей развивающего обучения (РО), что может дать внедрение РО конкретной школе и российскому образованию в целом, мы обсудили с нашим экспертом, Еленой Восторговой, одним из разработчиков системы Эльконина-Давыдова, автором букваря и учебников по русскому языку для 1–4 классов издательства «Бином. Лаборатория знаний».
– Необходимо ли учителю специальное повышение квалификации для освоения системы РО или современный УМК предоставляет все возможности для самостоятельного освоения методик?
Е.В.: Чтобы учитель мог успешно работать в системе развивающего обучения, ему необходимо повышение квалификации, организованное специальным образом. Действительно, современные УМК по сравнению с теми УМК, которыми пользовались 20 лет назад ещё для трёхлетней начальной школы, предоставляют все необходимые материалы для ежедневных нужд учителя. Но, к сожалению, этого недостаточно. Чтобы учитель смог работать в системе развивающего обучения, он должен, прежде всего, переосмыслить сам предметный материал.
В наших курсах, и, в частности, в курсе русского языка, совершенно иначе трактуются ключевые лингвистические понятия.
Поэтому когда учитель осваивает нашу систему и программное содержание, он фактически заново изучает преподаваемый предмет.
– Насколько я понимаю, это создаёт серьёзную проблему перехода. Есть ли еще какие-то трудности у учителя, осваивающего развивающее обучение?
Е.В.: Учитель должен не только освоить новое предметное содержание. Самое главное, что учитель должен принципиально поменять свою позицию. Из человека, который «изрекает истины», «даёт» знания, организует их усвоение и потом контролирует качество этого усвоения, учитель превращается в организатора, фасилитатора и инициатора детской мысли. Он организует детей таким образом, чтобы они выполняли задания и в процессе работы могли сами прийти к каким-то выводам, а потом эти выводы становятся предметом совместного творчества детей и учителя. Это требует очень серьезной работы учителя над собой и серьёзного уровня повышения квалификации. Именно с этим связана, в первую очередь, низкая распространённость системы развивающего обучения, в частности, системы Эльконина-Давыдова в российских школах.
Внедрение системы развивающего обучения требует очень высокой квалификации учителя и прохождения обучения в специально организованных условиях. Недостаточно просто прочитать лекции или поучаствовать в вебинарах.
– А каким образом должно проходить повышение квалификации этим учителям?
Е.В.: Повышение квалификации для учителей РО должно быть построено как система определённых задач.
Каждая из них для учителя должна быть новой, а формат курсов представлять собой не пассивное слушание и выполнение заданий, а участие в проектировании, конструировании лингвистических, математических, литературоведческих понятий.
Это более субъектная позиция, чем обычно бывает на типичных курсах. Центров, которые имеют преподавательские ресурсы, способных проводить такие занятия для учителей, у нас в стране не так много. К тому же, это затруднительно реализовывать в дистанционном формате. Учитель должен не только обучиться, но и поменять свою личностную позицию, сформировать новые ценности у себя: ценности детского мышления, самостоятельности, практического действия. Не рассказывать, а вовлекать детей, не давать им выучить, а предлагать им сделать собственный вывод.
В развивающем обучении используются такие технологии, которым в педагогических вузах, как правило, не учат.
Это технологии ведения дискуссии, полилога, безотметочного содержательного оценивания. Поэтому учителям бывает очень нелегко в одиночку освоить программу и педагогические технологии, а курсов переподготовки для работы по системе развивающего обучения не так уж и много, их количество только сократилось за последние годы.
Кроме того, далеко не каждый учитель психологически готов к таким переменам в себе, и не каждый имеет время и возможность провести такую огромную работу над собой. И, пожалуй, это самая главная проблема. Нас часто спрашивают: «Ваша система, наверное, не для всех детей? Она ориентирована на отобранных, элитных детей?». На самом деле, система развивающего обучение может подойти любому ребёнку, но она не для любого учителя, и, наверное, не для любой школы. Вместе с тем, есть школы и учителя, очень преданные системе развивающего обучения, готовые работать по этим программам даже без учебников.
– Это интересный факт. Почему?
Е.В.: Система развивающего обучения имеет очень понятные и логичные психолого-педагогические принципы, которые чётко отражаются в содержании курсов, технологических приёмах. Иными словами, учителю легко понять эту концепцию и поверить в нее. Вместе с тем, система развивающего обучения не дает готовых рецептов, а предоставляет учителю максимум свободы в выборе средств решения тех педагогических задач, которые он сам для себя определил. В этом смысле позиция учителя развивающего обучения оказывается подлинно творческой. И когда учитель осваивает такую позицию и начинает в ней работать, он достаточно быстро чувствует принципиальную разницу: даже тот ребёнок, который сначала не проявлял себя с успешной стороны, не имел произвольности внимания и навыковой подготовленности, начинает рассуждать.
Дети вступают в диалог, они инициативны, им интересно, они не расходятся, когда звенит звонок, продолжают задавать друг другу и учителю вопросы, с азартом реагируют на любое противоречие, радуются любому новому знанию.
Учитель-профессионал не может этого не оценить, не увидеть эту разницу. Ему интересно самому работать с такими детьми. Это приносит ему настоящее профессиональное удовлетворение.
– Если школа успешно внедрит у себя развивающее обучение, можно ли говорить о каких-то конкурентных преимуществах этой школы перед другими школами?
Е.В.: Внедрение системы развивающего обучения хотя бы в начальной школе – это прекрасный тренинг на командообразование. Это верный способ за достаточно короткий промежуток времени, буквально за 4–5 лет, сформировать команду единомышленников – это будут учителя, понимающие друг друга с полуслова, работающие в одной и той же ценностной парадигме. Такой коллектив, безусловно, – это большое преимущество школы.
Второе преимущество – профессиональный рост учителей, резкое повышение уровня их предметной компетенции. Наши учителя могут сами легко составить любые проверочные работы, в которых будут задания не только воспроизводящего характера, но и такие, с помощью которых можно проверить метапредметные компетенции. Они легко составляют олимпиадные задания, инновационные методические разработки. Многие учителя, практикуя в РО, начинают заниматься исследовательскими работами, поступают в магистратуру, пишут диссертации, становятся методистами и с успехом передают свой опыт.
Среди учителей, которые участвуют в конкурсах «Учитель года» немало тех, кто имеет опыт развивающего обучения.
Это, конечно, более компетентные профессионалы. Когда школа переходит на развивающее обучение, в среднем профессиональный уровень возрастает. Это чувствуют родители и «голосуют ногами», когда переводят в такую школу своих детей.
И наверное, самое главный аргумент. Принципиально меняется отношение учителей к детям. Если система развивающего обучения внедрена полноценно, то это уже – школа для ребёнка. Ребёнок в ней оказывается не просто объектом, который постоянно должен тренироваться, выдавать результаты – этой риторики нет в школе развивающего обучения. Учителя и администрация создают условия для развития способностей каждого ребёнка, исходя из этого, выстроена система оценивания и домашних заданий. Лет 10 назад я случайно заглянула в список «100 лучших школ России». Из 100 школ в 16 работали по системе развивающего обучения. Это против 1-3% в целом по стране. Таким образом, повышение квалификации и переход учителей на систему развивающего обучения – это мощнейший ресурс повышения профессионального уровня учителей, глобального изменения их отношения к ребёнку, к своей профессии, к самому себе. И эффективный путь повышения уровня профессиональной работы образовательной организации в целом.
– Возможен ли, с Вашей точки зрения, запланированный системный переход массового учительства на РО? Что для этого нужно?
Е.В.: У нас есть регионы, где развивающее обучение очень развито, распространено, и есть регионы, где его почти нет и не было. Есть школы, которые реализуют программы развивающего обучения только в начальной школе, и есть школы, которые делают это даже в основной школе по экспериментальным программам. Если рассматривать их как опорные, превратить их в ресурсные центры, а вокруг них организовывать кустовым методом группы школ, которые уже готовы к переходу на развивающее обучение, думаю, реально осуществить такой организованный системный переход. И это может существенно преобразовать ситуацию школьного российского образования.
Что для этого нужно? "Заразить" самих учителей. Ведь очень многое зависит именно от них.
Как развивающее обучение оказалось в школе? В конце 80-х – начале 90-х учебники, созданные для лабораторных условий, случайно оказались в руках учителей. И когда они попали в «массовую» школу, от учителей пошёл запрос на обучение по этой методике, они стали спрашивать, есть ли курсы по этим учебникам, потому что эти книги их заинтересовали, но многие вещи были непонятны. И тогда появились семинары, затем полноценные курсы, потом открылись центры переподготовки учителей. Очень приятно на самом деле вспомнить, что развивающее обучение состоялось в нашей стране как система именно благодаря учителям. Никто «сверху» не внедрял ее насильно. Владимир Владимирович Репкин, автор наших учебников по русскому языку, которому сейчас уже 91 год, был свидетелем этого процесса, и он говорит, что сам термин «развивающее обучение» придумали не ученые.
Вместе с тем, сейчас подходящий момент для «второй волны» интереса к системе РО. У нас был не очень удачный опыт внедрения нового стандарта образования. Была предпринята попытка внедрить концепцию обучения, ориентированную на развитие ребёнка как на прямую, ключевую цель образования, но качественного скачка в нашем образовании не произошло, потому что концепция для многих оказалась пустым звуком, формальностью.
И в то же время сегодня даже родительская общественность активно вовлечена в обсуждение целей и смыслов образования, сегодня значительное количество родителей начинает понимать, что школа такой, какая она была, не должна оставаться.
Сегодня есть мощный запрос на новую школу, в которой ребёнок должен быть главным действующим лицом, где он не по указке учителя делает что-либо, а может наравне с ним вступать в диалог, высказывать своё мнение, на такую школу, которая воспитывает в детях креативность, самостоятельность и критичность мышления.
Сегодня все говорят про «4 К», про «soft skills», и всем совершенно очевидно, что та школа, которую мы знаем, не даёт этих новых результатов. Именно с этим связан такой бум семейного образования в крупных городах. Продвинутые родители ищут другие формы, в которых дети смогут получить эти компетенции. Это очень важный симптом кризиса школы, который нельзя проигнорировать. Наступил решающий момент, когда все мы понимаем, что школа должна «повернуться к ребенку» и стать местом, где каждый сможет найти себя.
Беседовала Ольга Дашковская