Учителя // Колонка

И чувства добрые я лирой разжигал…


И чувства добрые я лирой разжигал…
Кадр из фильма «Война и мир». Фото: Яндекс.Дзен

Как учителю говорить с детьми о военной спецоперации? Что сейчас уместно читать с детьми и подростками? Как отвлечь детей от новостей?

Такие и похожие вопросы появились в социальных медиа некоторое время тому назад.

Начну с литературы. Все мы очень разные. Кому-то сейчас помогают принимать тяжелую эмоциональную ситуацию стихи – они облекают роящиеся в душе сомнения и тревоги в образы, совпадают с ритмом биения сердца, дают выход эмоции. Можно и нужно ее выплеснуть, может быть, даже заплакать. Понимаю людей, которые ищут убежища в художественном произведении. Признаюсь, что мне самой поэзия не помогает. В голове прокручиваются художественные воспоминания иного порядка. Обед в честь Багратиона, события в усадьбе Лысые Горы накануне трагического отъезда в Богучарово, «раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу». Роман «Война и мир» можно прочитать по-разному и «прожить» очень разные судьбы. А ракурс прочтения зависит от контекста читателя. Так, по-новому раскрывается для меня удар, который случился у истинного патриота – старого князя Болконского, растерянность участников обеда тоже мне кажется теперь знакомой. Ужас раненых, горе потерявших близких стало близким. Слишком близким.

Вне зависимости от того, какую позицию вы занимаете, думаю, что вы отдаете себе отчет в том, что ситуация очень тяжелая не только в экономическом плане, но и в педагогическом. Дети умеют задавать неудобные вопросы, дети чутко, а чаще даже остро реагируют на происходящее.

Но самое важное – их реакции спонтанны, «вне нашей логики». Мы не можем предсказать, какой будет реакция на сильное потрясение. Более того – учителю не всегда дано узнать, какое оно.

Если вы хотите предостеречь детей, если осознаете всю серьезность ситуации, не старайтесь излучать уверенность. Гораздо разумнее показать, что вы осознаете изменчивость ситуации, ее нестабильность и определенную непредсказуемость. Не готовые ответы на вопросы сейчас нужны, а понимание, что весь мир находится в замешательстве. Правильного решения ни у кого нет. Но есть позиции.

Переживания многих сейчас могут оказываться столь сильными, что задача педагога – скорее давать возможность выговориться и успокоиться, нежели заставить молчать или убеждать в чем-то.

Простые бытовые, рутинные занятия, которых мало в жизни подростков, зачастую спасают нас, взрослых. Дают нам опору в виде понятного и выполнимого, отдаляющего от нас тщетное. Подростки и молодые люди оказываются в ситуации тщетных метаний и бездействия. Поэтому их реакции на запреты или предостережения оказываются столь резкими, непримиримость – столь активной. Как мне кажется, было бы гораздо безопаснее давать детям высказываться в школе, нежели отпускать их с этими высказываниями на улицу, но не возьмусь такое советовать учителям.

Нам надо сохранять и создавать мир. Думаю, что о мире думают тоже практически все, вне зависимости от позиции. И многим понятно, что создавать нам его предстоит по крупицам. Осколочек за осколком собирать.

И вот что я хочу в связи с этим предложить: давайте уже начнем. Начнем искать способы договариваться, искать в истории, в искусстве сюжеты о том, как был восстановлен мир. Втягивайте в решение этой трудной задачи подростков и молодых.

В «Войне и мире» в юности мне казалась такой героиней княжна Марья: одновременное чувство неловкости и некоторого восхищения. Об этом – роман Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик». Из подростковой литературы я пока для себя нашла только повесть Аники Тор «Остров в море». Но примеров, уверена, намного больше.

Давайте желать мира. И пусть скорее наше желание исполнится.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube