Кадры, а не деньги решают все?
Недавно специалисты Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС представили свои исследования на тему о том, какие факторы оказывают наибольшее влияние на образовательные результаты учащихся (принимались во внимание результаты ОГЭ и ЕГЭ).
Вывод ученых оказался несколько неожиданным: существенного влияния финансовых, материально-технических, информационных ресурсов на результаты образования не выявлено, зато большое значение имеет кадровый потенциал и предметные затруднения учителей.
Тревожным сигналом специалисты считают увеличение среднего возраста учителей, особенно среди преподавателей естественнонаучных дисциплин – физики, математики, химии. За последние пять лет в полтора-два раза сократилось количество детей, выбирающих профильную математику.
Кроме того, негативно сказывается на образовательных результатах и нагрузка педагогов: там, где она возрастала, молодых специалистов становилось меньше, они уходили из школы в поисках лучшей доли. Но ведь именно с молодыми учителями связаны надежды на инновации в системе образования.
Желаемое и действительное
Как выяснили ведущие эксперты Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова, молодые учителя чаще пожилых фиксируют отсутствие стимулов для профессионального развития, имея в виду не только доходы, но и возможности вести более сложные программы. Они не видят поддержки со стороны администрации, а потому не уверены в том, что смогут внедрить те инновации, которым они научатся на курсах.
Повышению квалификации как главному ресурсу инновационных изменений в последнее время уделялось особое внимание. В количественном плане здесь действительно удалось достигнуть значительных успехов: доля учителей, которые за последние три года не участвовали ни в каких мероприятиях по профессиональному развитию, колеблется на уровне статистической погрешности. Но ученым было важно проанализировать качество полученной подготовки и ее соответствие запросам педагогов.
По словам Татьяны Мерцаловой, наиболее эффективными оказываются те курсы, которые учителя сами нашли и выбрали под свою собственную проблему, а не те, на которые их послали «по обязаловке». В последнем случае получается так, что учителя проходят курсы для галочки, не покрывая имеющихся у них дефицитов. Например, по данным анкетирования, не более 4% педагогов признают отсутствие у себя глубоких знаний в своей предметной области и требований ФГОС, но именно на курсы этой тематики их чаще всего посылает школьная администрация.
В то же время большинство учителей отмечают недостаток навыков и методик работы с учащимися, имеющими проблемы в развитии и поведении, но только 7% смогли удовлетворить эти запросы.
Сергей Заир-Бек отметил, что учителям чаще всего предлагаются курсы по обучению базовым компьютерным навыкам, в то время как они испытывают потребность в овладении цифровой дидактикой.
На различия в «желаемом и действительном» обратила внимание в своем недавнем выступлении и директор Корпоративного университета московского образования Маргарита Русецкая. Например, самыми востребованными в 2022 году стали программы по таким темам, как: сохранение здоровья учащихся, воспитательная работа, обеспечение безопасности, управление образовательными организациями.
Между тем опрос столичных учителей и руководителей школ показал, что наибольшие дефициты они испытывают по таким направлениям, как психолого-педагогические и коммуникативные навыки (на это указали 76% анкетируемых), 15% отметили у себя недостаток методических компетенций, 5,6% считают необходимым пополнить свои знания в области цифровых технологий. То есть наблюдается некоторое несоответствие между имеющимися дефицитами и предлагаемыми программами повышения квалификации, что заставило специалистов заняться их анализом и пересмотром.
Крепостное право или право выбора?
Сегодня конкуренция на рынке дополнительного профессионального образования очень высокая: помимо традиционных Институтов повышения квалификации, которые сегодня переименовались в Институты развития образования, есть центры непрерывного повышения профессионального мастерства, вузы, стажировочные площадки на базе школ, всевозможные онлайн-курсы, позволяющие повысить свой профессиональный уровень на площадках других регионов и даже зарубежных стран. Есть масса частных организаций. И тем не менее при таком широком спектре разнообразных опций 8,3% педагогов, принимавших участие в исследовании НИУ ВШЭ, отметили, что не нашли интересных для себя предложений, а 12% нашли, но выбранные ими организации не выдают сертификаты установленного образца, необходимые для прохождения аттестации на получение первой или высшей квалификационной категории. Такие документы выдают только институты повышения квалификации того региона, в котором проживает педагог.
«Здесь действует принцип "деньги должны оставаться в семье", но это крепостное право пора отменять, тем более что программы ИПК часто не выдерживают никакой критики. Надо предоставить учителю право выбора», - считает Заслуженный учитель РФ, директор московской школы №109 Евгений Ямбург.
И это существенный барьер на пути профессионального развития, который создает почву для монополизации рынка «официальными» структурами типа ИПК, ИУУ, ИРО и других, как бы они ни назывались.
Татьяна Клячко смотрит на эту ситуацию оптимистично: «Наличие конкуренции на рынке дополнительного профессионального образования заставляет локальных монополистов развиваться. В то же время в ряде случаев педагоги предпочитают обучиться на тех курсах, которые им интересны, даже за свой счет, и не для получения заветной корочки, а для овладения теми компетенциями, которые им действительно необходимы. В одном из наших исследований на вопрос: “Готовы ли вы оплачивать полезное повышение квалификации?” утвердительно ответили около 15% респондентов, не исключили такой возможности порядка 40%». «Методическая поддержка становится важным стимулом как для опытных, так и для начинающих учителей, но надо учитывать тот факт, что у тех и других разные подходы к проблемам, с которыми они сталкиваются, поэтому должны различаться и подходы к их обучению», - поясняет Татьяна Клячко.
Реверсивное наставничество против «школьной дедовщины»
О необходимости дифференцированных подходов к повышению квалификации учителей в зависимости от их возраста говорит и исследователь Академической лаборатории ООО «СберОбразование» Надежда Бысик. По ее мнению, следует более подробно проанализировать группу молодых учителей, в том числе в плане повышения квалификации и тех ресурсов, которые они используют. Не менее интересна, с ее точки зрения, и группа стажистов, которые часто не стремятся к профессиональному росту, считая, что достигли высот мастерства, но в то же время не торопятся делиться своим опытом с начинающими коллегами.
«Учителя старшего возраста часто используют в своей деятельности те методики, по которым их самих когда-то обучали, стараясь придерживаться проторенной колеи. А молодые стремятся применять новые способы обучения, которые находят отклик у школьников, но в то же время ставят под сомнение методики и опыт старших коллег, и по этой причине возникает конфликт между разными поколениями», – объясняет ситуацию Татьяна Клячко.
Возникает вопрос: неужели канули в прошлое традиции наставничества, взаимообучения, обмена опытом между разными поколениями учителей? Нет, оказывается, что на фоне отрицательных примеров «школьной дедовщины», когда учителя с большим стажем не дают развернуться инициативам молодых специалистов, есть и обнадеживающие практики. В этой связи особенно важной представляется тема реверсивного наставничества, о которой рассказала доцент дирекции образовательных программ МГПУ, доктор педагогических наук Ольга Мачехина.
Вот как она объясняет эту новую тенденцию: «Мы привыкли к традиционной модели наставничества в образовании, когда опытные возрастные педагоги берут на себя ответственность за то, чтобы ввести в профессию молодых коллег, которые недавно закончили вуз или работают небольшое количество времени. Они делятся с ними методическими идеями, организационными форматами. Но нередко так получается, что молодые педагоги тоже наработали какой-то педагогический опыт – например, вожатыми в летних лагерях, во внешкольных организациях.
Соответственно, они могут поделиться какими-то особенностями восприятия поколения, у которого иные ценности, иные традиции. Это и есть реверсивное наставничество – когда молодые педагоги передают свой опыт коллегам со стажем».
В больших школьных коллективах взаимодействуют представители разных поколений – от бэби-бумеров (1945–1967 годы) до Альфа (2010–2012 годы) – по классификации Нейла Хоу и Уильяма Штрауса. Всем им нужно найти общий язык, в противном случае образовательный и воспитательный процесс просто остановится. И старшие не должны бояться учиться у младших, накопивших свой небольшой, но полезный опыт.
От цифрового разрыва до культурных кодов, от «круглых столов» до флеш-форматов
Достаточно банальный пример – так называемый «цифровой разрыв», когда молодые учителя учат пожилых коллег пользоваться информационными технологиями. У опытного педагога, как правило, есть серьёзные методические и дидактические накопления, наработки заданий, упражнений, проверочных и контрольных работ. А молодой педагог, познакомившись с классической дидактикой на конкретных примерах, поможет своему старшему коллеге освоить навык разработки цифрового учебного контента.
«Форматы такого наставничества могут быть разнообразными, например, мастер-класс от молодого педагога “Профессионалам на заметку”, или круглый стол – решение проблемных педагогических ситуаций с использованием технологии кейс-стади. В таком взаимодействии можно эффективно использовать как онлайн, так и офлайн-форматы», – считает Ольга Мачехина.
Например, все большую популярность приобретает флеш-наставничество: дистанционные встречи с наставником, во время которых опытный сотрудник дает своему подопечному ценные знания в очень короткий период времени, по запросу, именно те, которые нужны здесь и сейчас. Это экономит время и средства на обучение сотрудников, помогает выявить и привлечь экспертов под широкий спектр задач и своевременно получить от них совет.
Не меньшего внимания заслуживает и культурологический разрыв. Нередко дети, даже вполне хорошо воспитанные и успевающие по разным предметам, говорят на своеобразном молодёжном сленге, который часто непонятен или отрицательно воспринимается педагогами более старшего поколения. И тогда молодые педагоги становятся своеобразными переводчиками этого сленга. Более того, молодые педагоги лучше разбираются в том, на что следует обратить внимание при организации воспитательных мероприятий.
«Например, педагоги более старшего возраста используют в воспитании культурные коды, которые им более близки: книги, которые они читали, фильмы, которые они смотрели в молодости, картины или какие-то символы, дорогие для их поколения, и при этом удивляются, почему их ученики не читали эти книги и не смотрели эти картины, почему они им неинтересны. Но ничего удивительного в этом нет: просто поменялись культурные коды, ценности и традиции. И молодые педагоги в данном случае выполняют роль связующего звена между старшим и совсем юным поколением, помогая им найти общий язык», – отмечает Ольга Мачехина.
Наставничество, в том числе реверсивное, может стать полноценной заменой курсов повышения квалификации, но только при одном условии – если старшие педагоги будут уважать своих коллег младшего возраста и давать им «зеленую улицу» для воплощения их инициатив.
В Москве сложилось целое сообщество школ, поддерживающих идею реверсивного наставничества. Своим опытом они поделились с коллегами на IX Педагогическом форуме «Кадры московской школы: мотивация, навигация, коммуникация». Появляются уже магистранты и аспиранты, которые будут заниматься этим исследованием в школах. Идею планируется продвигать на городском уровне. Речь идет и о тьюторском сопровождении участников образовательного процесса и о программе повышения квалификации для московских педагогов.