Московская школа семейного обучения «Зинзивер» живет по собственному календарю, и Новый год здесь приходится на 25 января. В выборе даты заключено сразу несколько смыслов – ведь это не только Татьянин день, но и День студента, и день основания МГУ. Поскольку школу основали выпускники МГУ, для них этот день особенный – и получилось что-то вроде дополнительного праздника гильдии образователей и просветителей.
«Зинзивер» – слово легкое, щебечущее, веселое. Откуда взялось? У путешественника оно может вызвать ассоциацию с африканским Занзибаром, у читателя – с гриновским Зурбаганом. У еще более продвинутого читателя всплывет в памяти стихотворение Хлебникова «Кузнечик» – именно оттуда слово это и запорхнуло в название школы. Зинзивер – синичка. И своим легким крылом она и осеняет школьную жизнь.
Уже третий раз «Зинзивер» проводит «Издательский новый год» для учеников, учителей, родителей и друзей школы. Жанр этот необычный. В нем совмещаются и праздник, и театральное действо, и маленькая выставка достижений школьного хозяйства за год. А «издательский» он – потому, что среди основателей школы много издательских работников, и в школе традиционно любят и чтут все, что связано с полиграфией.
Издательский новый год проходил в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. Атмосфера на празднике напоминала микст из Хогвартса и школьного капустника. Ассоциация со школой волшебства не случайна – директор школы Татьяна Геннадьевна Ваулина чем-то неуловимо напоминала декана Гриффиндора Минерву Макгонагалл, только не суровую, а очень доброжелательную и веселую, а при рассказе о школьной жизни несколько раз прозвучало слово «чудо». Одно из чудес, кстати, – то, что 9-й класс смог успешно сдать ЕГЭ.
Особенность «Зинзивера» в том, что здесь дети, учителя и родители очень дружат и стараются все школьные дела придумывать и делать вместе. Например, когда школьники идут в поход или едут в поездку, дети и взрослые не только вместе разрабатывают маршрут и логистику, но и вместе ведут бухгалтерию – этому учатся дети на специальных уроках.
Каждый год в школе – тематический. Прошедший год был посвящен российским городам и местам, где сильнее всего ощущается дух империи. Дети с учителями ездили в Санкт-Петербург, Царское Село, на Бородинскую панораму.
Перед каждой такой поездкой детям предстояло самостоятельно перелопатить много литературы о том месте, куда они едут. А еще надо было следить за тем, чтоб это историко-краеведческое погружение получилось не скучным, а увлекательным. Все это школьникам удалось прекрасно. Рассказывая о поездке в Царское Село, один мальчик упомянул, что, когда дети узнали, что Пушкин находился на 28-м месте по успеваемости из 29 учеников лицея, то поняли, что и у них еще есть надежда чего-то добиться в жизни.
На Бородинское поле каждый ребенок должен был приехать со своим личным вопросом. Ведущие вечера придумали несколько номинаций, в том числе – за лучший текст. И сейчас дети выходили на сцену и рассказывали о своих вопросах.
«Как на поле почувствовать дух войны?», «Правда ли было настолько трудно взять батарею Раевского?», «Какое расстояние было между штабами Наполеона и Кутузова?», «Какие виды оружия использовались в битве на Бородинском поле?», «Что движет войной? (потом добавилось – в сравнении с пандемией)», «Какой запах на Бородинском поле?» Интересно, что вопросы каждый задавал свои, но в итоге получился цельный текст о Бородино.
Еще одно событие года – приход отцов в «Зинзивер». Учитель Петр Андреевич Пантуев напомнил о давней проблеме российских школ – в школе нет мужчин, а если они и есть, то обычно это физрук, завхоз и трудовик. В прошлом году сразу несколько пап присоединились к рабочей жизни «Зинзивера». Для школы это важное, небывалое событие. Папы ведут занятия в своих профессиональным областях. Так, Андрей Андреевич Пантуев начал преподавать английский, а Александр Александрович Трошин – «Чтение официальных текстов» (этот предмет появился в расписании в ответ на просьбу детей научить их читать написанные сложным юридическим языком официальные тексты).
За год учебное сообщество пополнилось новыми учениками, в школе появились «Зинзивер-Ростки» (подготовительная группа для самых маленьких), а у выпускников родились наследники. В новый год по традиции приветствовали и награждали тех, кто родился за эти два года.
Еще одним событием стала выставка «Воплощение образа райского сада» по школьному экологическому проекту. Недалеко от школы детям выделили несколько метров земли, и каждый ребенок на своем участке мог посадить и вырастить «райский сад» – так, как он его видит. О своих проектах говорили дети, которые высаживали свои райские сады на московских квадратах, а потом делали об этом выставку.
Рассказы о важных школьных событиях чередовались с выступлениями школьного ансамбля, а потом дети представили поэтический спектакль по стихам поэтов Серебряного века. Особенно органично звучали стихи Маяковского и Гумилева в исполнении мальчиков.
За год в школе было создано несколько издательских проектов, настоящих профессиональных продуктов, выполненных на высоком полиграфическом уровне. Выставка и буклет «Воплощение образа райского сада» – один из них. В «Зинзивере» пытаются внедрить понятие о тексте как о коллективной работе. Отдельно отмечается работа художника-конструктора и словесного конструктора, гармония визуального и вербального начала в школьных изданиях.
Особо были отмечены произведения «Зинзивер-Ростков», которым был посвящен весь подоконник. Творения «ростков» победили в номинации «за лучшую конструкторскую работу». Альбомы азбук и буквари, выполненные в технике «скрапбукинга», вызвали всеобщее восхищение.
Лучшей продюсерской работой года стала летняя выездная конференция. На ней удалось создать совместное пространство для родителей, преподавателей, учеников, в котором подводили итоги года, строили планы проектов на будущее, обсуждали личные программы выпускников. Конференция показала результаты работы «Зинзивера». За шесть лет существования школы удалось добиться признания родителей, это дорогого стоит.
Выступления на сцене чередовались с подвижными играми в зале. Участники перетекали со сцены в зал, чтоб поиграть в ручеек и хоровод – и туда же радостно вовлекались все присутствующие.
В конце вечера аукционный дом «Зинзивер» провел аукцион, на котором были выставлены работы из школьного экопроекта «Хроники райского сада». Все лоты ушли очень быстро, при мощной эмоциональной поддержке аудитории.
Тема нынешнего года в школе – «Родной край». Дети и учителя собираются летом совершить путешествие по одной из российских рек.
Фото: ФБ «Зинзивер» и автора