На протяжении своего исторического развития отечественное образование неоднократно подвергалось реформам, в разной степени и в различных аспектах менявшим его направленность, содержание и структуру. Рельефно выраженной спецификой российского образования ХХ – начала ХХI вв. являются периодически прокатывающиеся в нем ретроинновационные волны. Этого нет больше ни в одной национальной педагогике и обусловлено очень насыщенной и сложной историей нашего социума, переживавшего за это время неоднократные существенные трансформации.
Подчеркнем, что само понятие «ретроинновация» не несет в себе негативного оттенка, а только фиксирует такой тип инноваций, когда в современное образования «возвращаются», после определенного исторического перерыва, уже ранее присутствовавшие в нем феномены.
За период конца ХХ – начала ХХI вв. через российскую систему образования уже прокатились две ретроинновационных волны, и мы находимся сейчас в начале третьей волны.
Первая ретроинновационная волна произошла в 1990-е годы и заключалась в возвращении в отечественное образование утраченных после 1917 г. образовательных феноменов дореволюционной России. После более чем 70-летнего перерыва институционально вернулись лицеи, гимназии, в том числе и классические, прогимназии, воскресные и церковно – приходские школы, кадетские корпуса, институты благородных девиц и пансионы.
Но дело заключалось не только в возвращении видовой вариативности. Намного более существенными выступали сущностные, системные и структурные ретроизменения: российская система образования вновь становилась многоукладной. Вернулось частное негосударственное образование. Поощрялись благотворительность и меценатство. Был отстроен кластер религиозного образования: от воскресных школ и православных детских садов до православных университетов.
Вместе с тем, обратим внимание, что содержание этой ретроинновацинной деятельности первоначально, в основном, сводилась к возвращению «отверточным методом» названий и отчасти форм и содержания деятельности образовательных феноменов прошлого, в незначительной степени воспроизводя их целеценностную основу.
Вторая ретроинновационная волна протекала в течение осени 2013–2019 гг. и осуществлялась уже не на дореволюционной базе, а на позднесоветской образовательной традиции. «Золотой век» возвращаемой неоконсервативной парадигмы относился ко второй половины 1970-х – первой половины 80-х гг.
На протяжении 7 лет (не перманентно, а с длительной паузой в 2014 – первой половины 2016 гг.) произошло возвращение в современное российское образование тех феноменов, которые существовали в советской системе образования до 1991 г., а затем были из нее исключены.
Всего было «вынуто» 26 таких феноменов, а ретранслированы 25, то есть практически все (кроме пионерской и комсомольской организаций).
Речь идет о реинкарнации таких советских феноменов, как обязательного исполнения гимна и подъема флага РФ по торжественным событиям, возвращение ГТО, ДОСААФ, системы школ Олимпийского резерва, школьной формы, выпускного сочинения, преподавания астрономии, юнармейского движения, зеленых патрулей, трудовых бригад, профориентационной деятельности, общественно полезного труда, уроков труда, курса семьеведения и т.п.
Обратим внимание, что все эти феномены возвращались не только сущностно и содержательно, но и подчеркнуто «дословно», то есть точно воспроизводя так как они назывались до 1992 г.
Третья ретроинновационная волна стала проявляться с середины 2019 г. и сущностно воспроизводила ряд характерных для «перестроечной» идеологии второй половины 80-х гг. мер: требования демократизации образования, выборов директоров школы, свободы обучения учащихся вне зависимости от микрорайона, а в целом возрождения права на существование авторских школ со своей философией образования.
Понятно, что потенциал этой волны далеко не исчерпан, она скорее обозначилась, чем проявилась, не говоря уже о ее полноценной реализации.