Качество образования // Статья

Почему шестилетнее обучение в начальной школе оказалось невозможно реализовать

И чем с психологической, физиологической и педагогической точек зрения шестилетняя модель лучше четырёхлетней.

Почему шестилетнее обучение в начальной школе оказалось невозможно реализовать
Фото: znanio.ru

В западноевропейской системе образования исторически укоренена система шестилетнего образования в начальной школе. Затем в 7-м классе учащиеся расходятся по видам образовательных учреждений (лицеи, гимназии, реальные училища), уже во многом определяющих их дальнейшую профессиональную траекторию.

В современной России этой проблемой в начале ХХI века занимались образовательные и научные коллективы города Москвы. Научное руководство экспериментальной площадкой «Шестилетняя начальная школа» осуществлял заведующий лабораторией «Методологии управляемого развития образования» Московского центра качества образования, профессор Яков Турбовской. Эксперимент проводился в нескольких школах в рамках реализации постановления правительства Москвы и столичного Департамента образования по отработке модели шестилетней начальной школы для обеспечения всесторонней педагогической поддержки и социально-психологической адаптации учащихся при переходе в среднюю школу.

В то время это было связано с планируемым переходом на 12-летнее обучение, что логично делило бы тогда структуру образования на два шестилетних концентра.

Проведение эксперимента было обусловлено традиционными для системы образования проблемами: резким снижением успеваемости в 5–6-х классах; существенным негативным изменением в поведении вчерашних четвероклассников и ухудшением психологического состояния пятиклассников при переходе с 1-й ступени обучения на 2-ю ступень.

Основной целью эксперимента ставилось обеспечение полноценного неразрывного обучения, воспитания и развития детей, начиная с дошкольного возраста до седьмого класса. Таким образом, осуществлялась бы преемственность на каждом этапе обучения благодаря созданию индивидуальной траектории и психологическому сопровождению каждого учащегося.

Научное обоснование предлагаемого нововведения было вполне аргументированное – создать условия для обеспечения интеграции дошкольного образования и школы (в рамках 1-й ступени обучения), преимущественно опирающиеся на игровую деятельность, с целью создания поддерживающей среды обучения младших школьников.

А затем планировалось расширить сферу общения учащихся 1-й ступени обучения с целью обеспечения их безболезненного перехода на 2-ю ступень, а также для решения проблемы коммуникативной направленности обучения и воспитания школьников.

Взаимосвязь 1-й и 2-й ступеней обучения осуществлялась на основе перехода от классных руководителей к классным воспитателям, сопровождающим учащихся с 1-го по 6-й класс, и передача этой функции от педагогов воспитателям группы продленного дня.

Воспитатель группы продленного дня проводил вторую половину дня с классом и осуществлял развитие личности школьника. Самой важной задачей воспитателя было создание атмосферы психологического комфорта, способствующей укреплению позитивных эмоций, что выступало необходимым условием для адаптационных процессов переходного периода.

В целом эксперимент доказал свою высокую результативность: у пятиклассников произошло возрастание положительной динамики умственного развития, резкое снижение школьной тревожности, что оказывало значительное положительное воздействие на повышение их успеваемости.

Таким образом, с точки зрения психологической, физиологической и педагогической, очевидно, что модель шестилетней начальной школы лучше четырехлетней, и это подтверждено западным опытом. Однако это перспективное начинание не могло быть тогда, да и сейчас, реализовано, поскольку противоречило закону «Об образовании РФ», согласно которому начальная школа была, есть и остается четырехлетней.

Поэтому вся экспериментальная деятельность в этом направлении была свернута в 2010 году и более не возобновлялась.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube