Учителя // Статья

Уроки для жизни. «Последний адрес»

Социолог, ведущий научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк записала серию интервью с замечательными учителями. Их истории показались ей столь интересными и полезными, что она решила их рассказать в «Вестях образования», где (с согласия учителей, конечно) будет давать фрагменты интервью или собственный анализ методов и приемов, которые используют её респонденты.

Уроки для жизни. «Последний адрес»
Иллюстрация: forum.pushkino.org

Школьное образование скучно, неинтересно, несовременно… Много и других «не» в его описании. Мы привыкли это слышать, об этом читать и зачастую с этим соглашаться. Многие с тоской вспоминают уроки, на которых звучало: «Открыли страницу тридцать два, читаем параграф три». К счастью, есть и другие учителя. Для многих из них школьный учебник – это всего лишь база для занятий, а иногда они и вовсе обходятся без учебников. Их педагогическое кредо: Non scholae sed vitae discimus. Мы учимся не для школы, а для жизни, а потому они используют для занятий самые разные ресурсы, в том числе возможности, которые предоставляет город.

Любой город, особенно такой огромный и многообразный, как Москва, сам по себе является учебником и школы, и жизни. Кроме привычных коллективных посещений музеев и театров он позволяет учителям и школьникам много понять и многому научиться.

Очень часто тем, что «не для школы, а для жизни», старшеклассники занимаются в ходе проектной деятельности, и тут бывают замечательные истории.

Одну из них рассказала Ирина Владимировна Боганцева, учитель обществознания в школе, которая находится в Сокольниках:

«Несколько лет назад две девятиклассницы выбрали для своего проекта тему "Последний адрес" . Они решили поставить табличку с такой надписью на дом, в котором она была бы уместной. Я им советовала найти его в Сокольниках, недалеко от нашей школы. У нас там осталось очень мало старых домов, но они нашли дом, который стал для человека последним адресом. Это место стало последним адресом для сапожника Шибанова. Все изыскания девочки провели сами, ходили в “Мемориал”, изучали адреса репрессированных и нашли человека, который жил в доме буквально напротив школы. Потом они тоже самостоятельно устроили краудфандинг в школе и собрали нужную сумму на изготовление таблички.

Но ведь чтобы табличку установить, нужно согласие соседей.

Поэтому девочки обошли все квартиры, это обязательно полагается делать, переговорили с жильцами, рассказали о проекте и об этом человеке, и жильцы согласились. Лишь один какой-то жилец был против. Табличка была изготовлена и торжественно установлена. В момент установления собралась вся школа, пришли родители, даже телеканал “Дождь” приехал это снимать».

Может показаться, что такой проект уникален, что его способны сделать какие-то особые подростки.

Отчасти это так, но главное – это сильное желание, мотивация и, конечно, поддержка со стороны учителя – куратора проекта. Школьницы понимали, что они делают очень важное не только для своего проекта, но и для города, для людской памяти дело. При этом они научились работать с архивными материалами, общаться с незнакомыми людьми, убеждать их, выстраивать правильную коммуникацию; научились проводить краудфандинг, а это не простой, но очень полезный навык. Главное же – они прикоснулись к истории, причем не прочитали о ней на страницах учебника, а в реальной жизни.



Новости





























































Поделиться