Учителя // Статья

«Нет ни одного школьного предмета, который никак не связан с другими»

Социолог, ведущий научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк – о значении межпредметных связей.

«Нет ни одного школьного предмета, который никак не связан с другими»
Иллюстрация: zen.yandex.uz

Любовь Борусяк провела серию интервью с замечательными учителями. Эти истории показались ей столь интересными и полезными, что она решила поделиться ими в «Вестях образования», где (с согласия учителей, конечно) будет давать фрагменты интервью или собственный анализ методов и приемов, которые используют её респонденты.

О том, как здорово и важно, когда в школе возникают межпредметные связи, говорят много десятилетий. Такого рода взаимодействия, судя по моим интервью с замечательными московскими и подмосковными учителями, бывают очень разными. Где-то их больше, где-то меньше, а где-то от них отказываются до лучших времен после не увенчавшихся успехом попыток.

Нет никаких общепринятых способов создания таких связей, они везде имеют специфические форматы, очень сильно зависят от желания учителей, их готовности перестраивать порядок подачи материала, взаимодействовать с коллегами.

Как правило, они возникают в ходе проектной деятельности школьников, таких примеров было приведено немало.

Проектная деятельность

Проектная деятельность, особенно в старших классах, нередко требует помощи и участия разных учителей. Правда, зачастую это взаимодействие сводится к индивидуальным консультациям.

В других случаях желание поработать совместно, выработать общую программу (это случается реже) либо скоординировать порядок прохождения тем возникает в ходе общения учителей, преподающих разные предметы. Тогда учителя-предметники договариваются, как строить учебные курсы, чтобы избежать нередких ситуаций, когда тема на уроке физики предполагает, что ученики владеют достаточным для ее изучения математическим аппаратом, а на уроках математики школьники еще его не освоили. Тогда учитель математики меняет порядок прохождения тем, чтобы таких проблем не возникало. Интервью показали, что свои усилия координируют учителя математики и естественных наук, учителя физики, биологии и химии, словесники, историки и другие.

Фактически нет ни одного школьного предмета, который никак не пересекается и не связан с другими.

Судя по всему, хотя идея установления межпредметных связей далеко не нова, каких-то общих правил так и не возникло. Поэтому в своих публикациях я буду приводить рассказы об успешных примерах того, как устанавливаются и работают межпредметные взаимодействия.

Всё начинается в начальной школе

Как правило, в началке один учитель ведёт разные уроки. И нередко для понимания какого-то из них он или она стремится сделать предмет более интересным и понятным с помощью искусства. Учительница экспериментальной московской школы Инна Феликсовна Ляховицкая в своем интервью рассказывала об успешных примерах такого рода, я приведу только два из них:

«Наша школа находится на Хамовническом валу. У нас нет специальных уроков москвоведения, а мне хотелось с самого первого класса им заниматься. Поэтому я договорилась с одним художником, он повел нас на экскурсию вокруг нашей школы. У нас там рядом прекрасный мост через Москву-реку, недалеко Нескучный сад. И мы по этому мосту гуляли, они что-то зарисовывали, какие-то задания мы там придумывали. Это такое было практическое москвоведение. Потом мы ходили в Новодевичий монастырь, тоже там посмотрели что-то интересное. Этот художник делал такие маленькие книжечки рукодельные. Мы их ксерокопировали, дети под эти картинки что-то вписывали.

Также мы очень удачно сходили на выставку пушкинских открыток Евгении Двоскиной. Она рисует современного Пушкина, рассекающего на роликах. На Арбате в музее Пушкина была выставка, и мы с классом туда просто поехали, не заказывая никакой экскурсии. У детей было довольно простое задание, - выбрать того Пушкина, который тебе ближе, который тебе нравится, и рассказать, чем он тебе понравился. Это просто колоссально сокращает дистанцию, когда учитель потом открывает Пушкина на уроке. Двести лет, которые прошли со времени Пушкина, очень отдаляют его от современных детей. Выставка Евгении Двоскиной и ее взгляд на современного Пушкина, очень помогли восприятию детей. Прочитать Пушкина уже не проблема, он для них он уже как член семьи. Текст с несовременным контекстом им сложно понять. Сегодня, например, с 12-летними детьми мне на уроке литературы нужно было обсуждать «Ночь перед Рождеством». Дети мне говорят: «Я два раза прочитал эту страницу, слова вроде все более-менее понятны, но я все равно не понимаю».

Есть и другие примеры. Многие учителя, в том числе начальной школы, координируют свою работу с коллегами. В частности, учитель основных предметов работает совместно с учителем иностранного языка, рисования, физкультуры и т.д., об этом я расскажу в следующих публикациях.

Читайте также: Уроки для жизни. «Последний адрес».



Новости





























































Поделиться