Эксперты Института образования НИУ ВШЭ изучили, как разные стратегии поведения родителей влияют на интересы детей на протяжении всей школы, пишет телеграм-канал УправСоветМедиа.
Родителей разделили на три условные группы:
- «Навязчивые» – те, кто максимально участвует в учебе и жизни детей. Постоянно помогают учить уроки, объясняют, ищут материал. Организуют мероприятия в школе и следят за всем, что происходит в классе.
- «Наблюдающие» – те, кто особо не вмешивается в сам процесс, но следит за результатом: для них важны оценки и экзамены.
- «Отстраненные» – они интересуются тем, как учится ребенок, лишь формально и почти ни во что не вмешиваются.
В начальной школе «навязчивых» родителей более 60%, затем их доля резко сокращается. Количество «наблюдающих», наоборот, растет от 8% в младших классах до 50% в средних. Доля «отстраненных» всегда примерно одинакова – около трети от всех родителей.
Разные стратегии этих групп проявляются и в том, в какие кружки и как часто ходят дети в младших классах.
У «навязчивых» родителей дети всегда более загружены: только 14% не посещают внешкольных занятий, а большая часть записаны в два и более кружка. Среди детей «наблюдающих» почти половина никуда не записана.
А что происходит с интересами школьников далее?
На уровне средней школы доля детей «навязчивых» родителей, полностью бросивших дополнительные занятия, увеличивается вдвое.
А на уровне старшей школы – в три раза по сравнению с младшими классами. В группе детей «наблюдающих» ничего подобного не происходит: доля тех, кто посещает кружки и секции, снижается к средним классам незначительно, а дальше и в старших классах остается стабильной.
Эксперты делают вывод, что давление родителей негативно связано с внешкольной активностью. Более мягкая поддержка без давления в перспективе оказывается важнее для продолжения внеклассной активности детей.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Fb, Vk, Instagram, Одноклассники, Яндекс.Дзен.