Заканчивается 2021 год, и по традиции мы подводим его итоги.
С существенной долей вероятности можно предположить, что больших перемен к лучшему в образовательной политике в 2022 году не произойдет.
Об этом говорят принятые бюджет и законы, которые, увы, не решают системных проблем отечественного образования, а в лучшем случае решают некоторые частные вопросы.
Напомню, что федеральные расходы на образование увеличатся в следующем году почти на 15%, но пока мы не можем прогнозировать, увеличится ли на самом деле консолидированный бюджет, включая бюджеты регионов и муниципалитетов. По оценкам председателя Счетной палаты Алексея Кудрина, в трехлетнем бюджете предполагалось сокращение доли консолидированных расходов на образование с 3,9% до 3,6% ВВП.
Ожидаемая инфляция, по расчетам Центрального банка, в наступающем году составит около 8,5%. Если говорить о бюджете высшего образования, то он повысится только на 6,5%, то есть меньше уровня инфляции. И наши вузы станут даже беднее, чем в 2021 году.
Мало изменится ситуация и с другой системной проблемой – дефицитом кадров в образовании. Реальная зарплата педагогов составляет не 40–45 тысяч рублей, как утверждает наше правительство, а порядка 27–28 тысяч рублей, а молодые специалисты получают и того меньше.
Еще одна острейшая проблема российского образования – бюрократизация.
Напомню, что принятый Госдумой закон о просветительской деятельности в случае его буквального выполнения потребует от желающих заниматься просвещением согласовывать все свои действия с профильными министерствами. Первая версия подзаконного акта, регламентирующего механизм реализации этого закона, вызвала колоссальную критику со стороны образовательного сообщества.
Сейчас доработка этого документа происходит кулуарно, и, по моим сведениям, на суд общественности его представлять теперь не собираются, а будут сразу посылать на согласование в различные ведомства.
Похожая ситуация складывается и с электронными образовательными ресурсами (ЭОР): с 2023 года их экспертиза будет проводиться по аналогии с бумажными учебниками.
Учитывая колоссальный объем ЭОР, трудно представить себе, как Министерство просвещения справится с этой задачей: скорее всего, экспертиза превратится в формальную процедуру.
В целом в школах будет нарастать кадровый кризис, и это не может не сказаться на качестве отечественного образования.
В советский период наша страна входила в тройку наиболее образованных стран, в 1992 году, согласно докладу ООН о человеческом развитии, Россия занимала 17-е место, по последним данным – 34–35-е место. В то время как указ президента требует, чтобы мы вошли в десятку лучших по качеству образования. Однако с такой образовательной политикой выполнить эту задачу будет крайне сложно.
И все-таки, несмотря ни на что, я хочу поздравить всех читателей «Вестей образования» с наступающим Новым годом. Если вы отмечаете Год тигра, то пусть в этом году будет как можно меньше темных полос. Если же вы отмечаете по древнеславянскому календарю Год золоторогого тура, то пусть он поднимет на рога и сбросит все беды российского образования.