Экспертное мнение // Колонка

«Доверяйте тем, кто учит, а не тем, кто приказывает»


«Доверяйте тем, кто учит, а не тем, кто приказывает»
Иллюстрация: thebalance.com

8 декабря Госдума приняла поправки в Закон «Об образовании», согласно которым школам и учреждениям СПО при дистанционном и электронном обучении нужно будет использовать государственные информационные системы и выбирать только онлайн-ресурсы и электронные учебно-методические материалы, прошедшие государственную верификацию.

Поскольку эти поправки были изменены Минпросвещения без согласования с авторами законопроекта, в числе которых – сенаторы Л.С. Гумерова и В.М. Кресс, то они будут отклонены верхней палатой парламента 15 декабря. Об этом заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко 10 декабря на ежегодном совещании со статс-секретарями – заместителями руководителей федеральных министерств и ведомств.

Изначально идея законопроекта сводилась к тому, чтобы наделить региональные и муниципальные органы власти правом самостоятельно организовывать обучение по программам профподготовки по профессиям рабочих и должностям служащих в школах и учреждениях СПО, а также получить право на господдержку в этой сфере.

16 июня документ был принят Госдумой в первом чтении, но ко второму чтению в него были внесены изменения, касающиеся дистанционного обучения и электронных образовательных ресурсов, радикально меняющие его концепцию.

7 декабря во время обсуждения законопроекта во втором чтении первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин обратил внимание депутатов на опасные последствия, к которым может привести принятие таких поправок.

Так, одна из поправок обязывает каждую образовательную организацию создавать информационную образовательную среду. Если раньше такое требование относилось исключительно к университетам, организующим дистанционное обучение, то теперь слово «исключительно» убрали, и аналогичное требование будет относиться ко всем образовательным организациям, использующим дистанционные технологии обучения.

«Но у нас даже многие университеты не имеют информационной образовательной среды, что уж тогда говорить о колледжах, школах, учреждениях дополнительного образования», – пояснил Олег Смолин в своем выступлении.

Для примера он привел ситуацию в его родном городе Омске, где, по оценке местного руководства образованием, только половина школ имеет широкополосный интернет.

«Если органы Рособрнадзора будут требовать выполнения этой нормы, то 90% всех учебных заведений можно будет смело закрывать», – заявил депутат.

Вторая поправка обязывает учителей использовать для работы только те электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые внесены в специальный реестр.

Для этого все они должны пройти предварительную экспертизу (верификацию) по аналогии с учебниками на бумажных носителях, которые вносятся в Федеральный перечень.

Председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова заявила, что «данные поправки не создают никакого нового механизма, аналогичная процедура применяется при экспертизе учебных материалов на бумажных носителях» и что «мы в данном случае защищаем интересы детей, поэтому все ЭОР должны быть верифицированы, и на это есть большой запрос со стороны родителей и педагогов».

По ее мнению, никаких рисков здесь нет.

Но риски есть, и главный из них – бюрократизация образования, как считает Олег Смолин.

«Дело в том, что, в отличие от школьных учебников, ЭОР постоянно подвергаются изменениям, и пока создадут этот самый реестр, рак на горе свистнет, и образованию придется остановиться на некоторое время. Поэтому данные предложения наносят прямой вред российскому образованию в виде его бюрократизации», – пояснил Олег Смолин.

Однако к его словам депутаты не прислушались и большинством голосов приняли эти поправки.

В интервью «Вестям образования» депутат пояснил: «Дело в том, что электронные образовательные ресурсы – это не учебники. Учебник издаётся раз в несколько лет и не меняется. Электронные образовательные ресурсы меняются если не каждый день, то постоянно. Для того чтобы отследить, что на них будет размещено, нужно иметь неимоверное, безумное количество людей, которые постоянно будут этим заниматься. Кроме того, у нас есть Роскомнадзор, который занимается тем, чтобы в интернете не было порталов, сайтов, которые бы нарушали российское законодательство. А тут удваивается работа Роскомнадзора, а это совершенно непосильные задачи. То есть это такой бюрократический раж, который просто физически нереализуем. И последнее: детей эти ограничения не касаются. Те, кто пользовался нелегальным контентом, продолжат это делать. Ограничения направлены на педагогов. То есть авторы поправок уверены, что чиновники лучше педагогов знают, чем можно, а чем нельзя пользоваться на уроках. Поэтому я бы закончил цитатой из Блаженного Августина: “Доверяйте тем, кто учит, а не тем, кто приказывает”».

Олег Смолин выразил надежду, что, «если Совет Федерации отклонит законопроект, то появится возможность привести его хоть в какие-то разумные рамки, потому что сейчас рамки совершенно неразумные, и, повторю, реализовать его совершенно невозможно».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube