С 25 августа 2021 года РАН проводит конкурс на соискание премии за лучшие работы по популяризации науки этого года. Одна из номинаций введена впервые за всю историю премии и называется «Лучший авторский курс, направленный на популяризацию науки в школе». О задачах конкурса рассказывает ученый секретарь комиссии РАН по популяризации науки Наталия Дёмина.
– Каковы основные задачи конкурса, объявленного Академией наук?
– Конкурс на звание лучших популяризаторов науки в РАН проводится ежегодно, а номинацию, направленную на поддержку учителей школ, мы ввели впервые в этом году. В конкурсе может принять участие любой ученый или педагог, являющийся автором курса или программы, связанной с популяризацией науки в школе.
Задача конкурса – с одной стороны, поощрить ученых, организаторов науки и образования, занимающихся популяризацией науки в школах, с другой – поддержать учителей, которые следят за последними научными достижениями и стремятся заинтересовать школьников научной карьерой.
– Как встроить научно-просветительскую деятельность в основную образовательную программу школы? В каких формах ее лучше проводить?
– Это вопрос для серьезного экспертного обсуждения. Научно-просветительская деятельность может вестись и на уроках. Скажем, на этой неделе объявляются Нобелевские премии 2021 года, и преподаватели могут коротко рассказать о лауреатах и полученных ими научных результатах. Но основной акцент скорее всего может делаться на факультативах и занятиях во внеурочное время. Последние два года профессора РАН, членкоры и академики РАН успешно читают лекции в наших базовых школах.
В ближайшее время планируются школы (аналог курсов повышения квалификации. – Ред.) для преподавателей естественнонаучных дисциплин в Троицке и в Нижнем Новгороде. Для педагогов будут организованы семинары, лекции и мастер-классы, будет предоставлена возможность посетить ведущие институты и лаборатории РАН, принять участие в экспериментах, задать вопросы ученым.
– Как прислать заявку на конкурс РАН?
– Заявку в ближайшие две недели нужно прислать по e-mail на адрес конкурса awardRAS.2021@yandex.ru. От претендентов требуется только краткая информация о соискателях (ФИО, контактная информация и согласие на обработку персональных данных), короткая заявка и сама программа курса. Нужно также представить короткое письмо о выдвижении от любой научной или образовательной организации, включая департаменты образования и школы, лицеи и гимназии, либо от академика, члена-корреспондента или профессора РАН, члена Российской академии образования или, например, от редакции научно-образовательного издания.
Мы уже получили несколько интересных заявок: одна связана с преподаванием химии, другая – с организацией агрофермы в школе. Есть и модульный курс «Введение в медицину». Победители конкурса (в заявке могут быть указаны до пяти человек) получат премию в размере 100 тысяч рублей. Подробнее о конкурсе – на сайте РАН.
– Чего именно вы ждете от авторов заявок на конкурс РАН?
– Прежде всего интересных профессиональных программ курсов для школьников, реализуемых в рамках программ дополнительного образования по любым областям научных знаний. Мы хотели бы поощрить авторов программ, созданных по инициативе самих ученых. Программа авторского курса должна включать пояснительную записку о его целях и задачах, особенностях его реализации. Дополнительные материалы к курсу могут быть представлены в приложении к программе.
– Не опасаетесь ли вы, что закон о просветительской деятельности будет мешать популяризации науки в школе?
– Мы знаем, что поправки в Закон «Об образовании» вызвали негативную реакцию в просветительском сообществе, но условия их правоприменения пока неясны, поскольку еще не разработаны и не опубликованы подзаконные акты. Но мы очень надеемся, что критика, прозвучавшая во время обсуждения поправок, будет услышана, и мы не получим каких-то жестких ограничительных мер, которые будут мешать развитию просветительской деятельности в России.
В частности, мы бы не хотели, чтобы профессор РАН был вынужден проходить бюрократическую аккредитацию на право прочитать лекцию по физике или химии в школе.
В обществе сейчас явно ощущается запрос на научную популяризацию, люди активно покупают научно-популярные книги, посещают лекции или смотрят просветительские видео, и этой деятельности надо помогать, а не мешать.
Продолжение темы: Александр Соломатин: «Научная карьера начинается со школьной скамьи»