Качество образования // Интервью

Александр Соломатин: «Научная карьера начинается со школьной скамьи»


Александр Соломатин: «Научная карьера начинается со школьной скамьи»
Фото: press.tstu.ru

В интервью «ВО» руководитель отдела интеграции науки и образования РАН Александр Соломатин рассуждает о значении просветительства в школе, а также рассказывает о проекте «Базовые школы РАН».

Какое значение имеет конкурс РАН на соискание премии за лучшие работы по популяризации науки в школе?

В положении конкурса написано, что премия, вручаемая победителям конкурса, – это знак общественного признания в области популяризации науки и научного просвещения в России. Полностью согласен с этим утверждением. Кроме того, это выявление и распространение положительного опыта в сфере просветительства, мотивация педагогов с помощью денежной премии (в этом году ее размер составит 100 тысяч рублей) и повышение их статуса. Лучшие материалы участников конкурса мы будем размещать на официальном сайте РАН. Мы надеемся, что конкурс будет способствовать тому, что учителя более активно станут разрабатывать курсы, ориентированные на высокие технологии и на подготовку нового поколения ученых со школьной скамьи.

– Как встроить научно-просветительскую деятельность в основную образовательную программу и в каких формах ее лучше осуществлять?

– Это возможно сделать на всех ступенях общего образования, включая начальное, за счет вариативной части основной образовательной программы, в формировании которой принимают участие администрация школы, педагоги, родители.

В этом случае речь идет, во-первых, об уроках и спецкурсах, во-вторых, о различных формах внеурочной деятельности: проектной, научно-исследовательской, факультативной, кружковой; в-третьих, о дополнительных общеразвивающих программах, лицензию на проведение которых имеют некоторые школы.

– С 2018 года по инициативе Министерства просвещения и РАН реализуется проект «Базовые школы РАН», в котором участвуют 108 школ из 32 субъектов РФ. По каким критериям отбирались эти учебные заведения, какие задачи они решают?

– Эти школы решают задачу ориентации школьников на исследования, на построение карьеры в сфере науки и высоких технологий. Школы – участники проекта успешно реализуют все вышеперечисленные формы работы.

Если говорить о критериях отбора, то мы уделяли первостепенное внимание самым сильным школам, основываясь на федеральных рейтингах.

Второе условие заключалось в том, что школы должны иметь муниципальный статус (таким образом получая равные дополнительные возможности в ходе реализации проекта для перехода на региональный уровень подчинения и финансирования). Третий критерий – школа должна находиться в регионе с сильным научным и университетским кластером. Это нужно было для того, чтобы наладить взаимодействие между школами и научными институтами, вузами, обеспечивая детям возможность участвовать в научных экспериментах, привлекая к просветительской деятельности ученых и лучших преподавателей университетов.

– Планируете ли вы расширять количество участников вашего проекта в целях распространения этого опыта на массовые школы?

– Этот вопрос обсуждается, у нас есть несколько десятков заявок на включение в проект. Параллельно мы расширяем сетевое взаимодействие между базовыми школами РАН и другими школами. Как правило, наши базовые школы становятся площадками для обмена опытом для 5–10 школ своего региона и за его пределами.

– Из каких средств финансируется проект «Базовые школы РАН»?

– Часть средств выделяется из бюджета РАН, значительный вклад вносят региональные и муниципальные органы власти. Пока федеральное финансирование этого проекта не осуществляется.

– Какие научные темы сегодня больше всего волнуют школьников?

– Ежегодно мы организуем 200 лекций, мастер-классов, семинаров в наших базовых школах, которые проводят профессора РАН для старшеклассников и педагогов. Тематика самая разнообразная. Мы учитываем интересы школ (с этой целью мы проводим ежегодный опрос и собираем заявки) и соотносим пожелания с нашими возможностями. После этого составляется план, в котором можно обнаружить темы, связанные с компьютерными технологиями и искусственным интеллектом, математикой и большими данными, физикой и астрономией, сельским хозяйством, медициной и другие.

– Насколько популярен проект среди школьников и учителей?

– Мы полны осторожного оптимизма, но позитивное отношение к нашему проекту налицо.

Можно объяснить это тем, что благодаря участию в проекте школа получает весомый статус (базовая школа РАН), интерес к которому проявляют ученики, их родители, не остаются в стороне и региональные власти, которые активно финансируют поставки лабораторного оборудования в эти школы. Например, губернатор Московской области еще в самом начале проекта выделил серьезные средства на обновление материальной базы всех базовых школ РАН региона, недавно лицей № 2 города Братска Иркутской области выиграл конкурс Приангарья на оснащение трех кабинетов естественнонаучным оборудованием. И таких примеров очень много.

С учителями мы проводим совершенно уникальные курсы, связанные с изучением открытий и достижений в разных областях науки. 11 октября мы открываем курсы в Троицке для учителей физики базовых школ РАН.

Программа включает в себя лекции ведущих ученых с мировым именем и экскурсии в лаборатории, исследовательские центры, где учителя могут увидеть на практике, как происходят научные открытия и организуются исследования.

С 1 ноября начнутся курсы в Нижнем Новгороде для преподавателей биологии и химии. Также планируются аналогичные школы для учителей математики и гуманитарных дисциплин.

В процессе такого обучения ведущие ученые делают акцент на современных проблемах изучения той или иной отрасли науки.

– Возникают ли у педагогов базовых школ трудности с включением просветительской деятельности в учебный процесс?

– Трудностей с этим никаких не возникает, потому что это профессионалы высокого класса. Весной мы издали первый сборник из опыта реализации проекта, содержащий около 60 чрезвычайно интересных статей. Авторы – директора школ и их заместители, педагоги, ученые, преподаватели вузов, координаторы проекта в регионах – делятся своим опытом и предлагают конструктивные идеи для продолжения проекта. Большинство из них высказываются за федеральное финансирование проекта.

Как отразится на ваших планах закон о просветительской деятельности?

Здесь важное значение будут иметь подзаконные акты, регулирующие выполнение этого закона. Но пока мы спокойно работаем и не видим никаких препятствий на своем пути.

Продолжение темы: Ксения Теплякова: «Мы пытаемся быть мостиком между школьным образованием и жизнью»



Новости





























































Поделиться