Учителя // Статья

«Повышение квалификации учителей должно начинаться с диагностики»

Руководитель направления продвижения Яндекс.Учебник Ирина Савицкая – о проблемах современной системы обучения педагогов.
  • 25 сентября 2020

«Повышение квалификации учителей должно начинаться с диагностики»
Иллюстрация: timacad.ru

На протяжении своей карьеры учитель должен проходить курсы повышения квалификации – это обязательно. При этом каких-то конкретных курсов, обязательных для прохождения всеми, не существует. В законодательстве прописано право учителя на повышение квалификации не менее одного раза в три года, а обязанность обеспечить это повышение квалификации закреплена за организацией – школой.

В законодательстве четко обозначено, что дополнительное профессиональное образование может быть двух видов. Первый – это повышение квалификации в рамках текущей профессиональной деятельности (курсы от 16 часов). Второй – это переподготовка, получение другой квалификации (курсы от 250 часов). Есть рекомендации пройти такую переподготовку для тех, кто не имеет профильного образования, но работает в школе. Учителя часто проходят через повышение квалификации. В законе от 1995-го года было указано минимальное количество часов, которое нужно пройти в межаттестационном периоде: 72 часа. И для многих учителей это по-прежнему является планкой, на которую они ориентируются.

Это то, что нам диктует законодательство. Но есть навыки, которые становятся необходимыми для учителей в силу обстоятельств. Например, как никогда актуальным для учителей стало обучение цифровым технологиям в образовании. Период дистанционного обучения показал, что у многих педагогов с этим есть проблема. Кроме того, каждому учителю важно повышать квалификацию в направлении современных образовательных тенденций, требований к образовательному процессу: педагог должен понимать, как работать с функциональной грамотностью или метапредметными навыками, развитие которых требуется по ФГОС.

Но механизмы повышения квалификации, к сожалению, не всегда эффективны: в курсах часто не хватает практико-ориентированной составляющей.

Во-первых, учителя не всегда получают релевантные навыки, связанные с актуальными профессиональными дефицитами. У педагога может быть запрос, например, на обучение по формированию функциональной грамотности у детей, а все, что может предложить местный Институт развития образования (ИРО) – это курсы по содержанию ФГОС. Не случайно появляются такие проекты, как «Учитель будущего», центры непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ), которые в прошлом году были запущены в некоторых регионах. Все это говорит о стремлении государства пересмотреть систему повышения квалификации учителей.

Во вторых, на курсах повышения квалификации часто недостаточное внимание к практическим составляющим. Например, создавая курс по инклюзии на «Я Учителе», мы много беседовали с учителями. Они говорили нам о том, что курсы по инклюзии необходимы, но мы в то же время анализировали рынок и видели, что таких курсов достаточно много. Мы спросили у учителей, чем их не устраивают существующие курсы и выяснили, что они в основном про нормативные аспекты: про права, обязанности, ответственность сторон и так далее. Это важно, но им нужна и другая информация, прикладная: что конкретно делать, когда в класс пришел особенный ребенок? Где его сажать: на задней парте, на передней? Как с ним общаться, что говорить остальным детям и их родителям? Нужно рассказать о конкретных алгоритмах действий, которые учитель может предпринять.

В-третьих, в повышении квалификации учителей у нас не хватает системы. Чаще всего учитель выбирает конкретный курс, но он не выстраивает траекторию собственного развития: например, на три года. Нет платформы, которая бы помогала ему это делать. Сопутствующая проблема – отсутствие сопровождения и системной работы по реализации тех навыков, которые были получены педагогом. И сложности, которые могут возникнуть при реализации новых навыков, тоже обсудить не с кем. Конечно, есть регионы, в которых ИРО и ИПК настолько хороши, что выстраивают эту систему: у них есть сопровождение после курсов повышения квалификации. Но это встречается редко и не во всех регионах.

В-четвертых, на большинстве курсов повышения квалификации учителю предлагают преподавать по-новому, но сам формат обучения на курсе «старый»: при помощи очных лекций, которые зачитываются по бумажке, или просто лекций онлайн. У самого учителя нет пространства, где он бы прожил этот новый образовательный опыт как ученик. По сути, когда учитель проходит курс про дистанционное обучение, он является таким же учеником, как тот, которого он сам потом будет учить дистанционно.

Как изменить эту ситуацию? Мы в Яндекс.Учебнике считаем, что повышение квалификации должно начинаться с диагностики.

В разработке такой диагностики есть много хороших начинаний. В этом году на государственном уровне обещают пересмотреть систему аттестации для учителей, сделать ее цифровой, универсальной, прозрачной. Уже был федеральный проект от МГПУ, есть диагностика, которую предлагает «Я учитель». У нас прошел Интенсив в марте, следующий будет в октябре: мы добавили три новых шкалы, по которым педагоги могут оценить себя. Теперь их четыре: по эмоциональному выгоранию, цифровым компетенциям, функциональной грамотности и по компетенциям успешного учителя. Такая диагностика будет проводиться раз в полгода – она поможет педагогам определять для себя направление профессионального развития. Это как в больнице: сначала идешь сдавать анализы, а потом приступаешь к лечению. Кроме того, диагностика позволяет учителю выявить свои сильные зоны и использовать их в работе. И, конечно, здесь нужна позиция государства, чтобы была возможность воспринимать диагностику как инструмент развития, а не как инструмент контроля и последующего давления на учителя. К сожалению, у нас отношение к диагностике очень настороженное. Кроме того, важно, чтобы диагностика была достаточно простой в технической реализации. Сейчас нередко для диагностики нужно записать видео-урок, собрать огромное портфолио и так далее – понятно, что учителя на это решаются редко и неохотно.

Еще один важный аспект – для того, чтобы создавать качественные курсы повышения квалификации, нужны хорошие методисты, которые сами постоянно учатся.

В момент проектирования каждого курса методист должен закладывать в него тот образовательный опыт, который позже учитель должен применить. Если это курс по читательской грамотности, нужно дать учителю задания на отработку этого навыка у себя: например, сложный текст. В курсе по финансовой грамотности – сложные финансовые задачи. Если это, например, курс по инклюзии, можно дать видео с уроками со сложными детьми, поделиться опытом разных школ. Или предложить аудио-тренажеры, где учитель слышит, как ребенок с нарушениями слуха воспринимает звонок перемены, шум в коридоре, слова учителя.



Новости





























































Поделиться