Качество образования // Тема дня

Новая «нормальность» жизни и образования


Новая «нормальность» жизни и образования
Фото: i3vestno.ru

Незаметно для себя мы перешли к жизни общества, где наша деятельность последовательно или параллельно проходит в смешанной (конвергентной) реальной и виртуальной действительностях. Стремительное развитие технологий и сформировало новую «нормальность» нашей жизни, в основе которой лежат интернет и большие данные. Конвергентная реальность на наших глазах создает новые возможности деятельности, формируя технологии Четвертой промышленной революции. Естественно, возникла и новая многомерная среда развития образования.

Что дает лучшие образовательные результаты

Конвергентное образовательное пространство не только вариативно, избыточно и многовекторно, но и, благодаря сети, безгранично. Оно обеспечивает мгновенный переход из одной точки сети в другую. Это позволяет формировать разнообразные цифровые образовательные среды, в основе которых лежат платформенные решения. А в ближайшем будущем мы будем осваивать (на самом деле уже осваиваем) трехмерные образовательные пространства, сочетающие обычную, дополненную и виртуальную реальность.

Виртуальное и реальное пространство взаимодополняют и обогащают друг друга.

Эта среда естественна, понятна и привлекательна для молодежи (и не только молодежи), мотивирует к разнообразной деятельности, инновациям и взаимодействию. Она, естественно, требует иной организации образовательного процесса, отражающего особенности сетевой среды обитания человека.

На самом деле объединение виртуальной (созданной нашим сознанием, знаково- символической) и реальной действительности – одна из основ традиционного образования, развитие интернета на порядок расширило эти возможности. Лучшие образовательные результаты дает применение полученных знаний в активной образовательной деятельности, объединении теории и практики. И когда мы говорим про смешанное (конвергентное) обучение, то оно прежде всего направлено на эффективное развитие мышления человека, которое В.В. Давыдов рассматривал как главную цель образования, достигаемую в разнообразной практико-ориентированной деятельности, конвергентной реальности. Под развитием мышления понимается развитие способности к активной информационной и интеллектуальной деятельности – получение, хранение, передача, обработка и создание новой информации.

Формирование мотивации и способности к самостоятельному творческому мышлению, созданию новой информации – важнейшая педагогическая задача в условиях информационного общества. Традиционная школа не обеспечивает решение этих задач. В ряду «передача – усвоение – воспроизводство – применение знаний с целью получения правильных ответов» отсутствует развитие мышления – системного создания новой информации в процессе обучения и социализации школьников. Это противоречит «золотому правилу» классической дидактики Я.А. Коменского – «Учить всех всему одинаковым образом». Традиционное обучение – ограничитель развития мышления обучающихся.

Время безвозвратно ушло

В 60–70-е годы XX века, в эпоху разгара НТР, в мире и в нашей стране была поставлена задача развития мышления обучающихся (В.В. Давыдов и др.), в это время получили дальнейшее развитие подходы к реализации принципа межпредметности (идеи Д. Дьюи и др.) как пути преодоления предметных ограничений и различий, позволяющих интегрировать разнообразные формы и виды деятельности при сохранении предметности. Тогда же в трудах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского была предложена новая структура содержания образования: сочетание знаний, умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений человека.

К сожалению, в СССР в полном объеме этот подход так и не был реализован. Одной из главных причин явилась неготовность учителей объяснять явления и процессы одной области научного знания (предмета), используя знания других (несмотря на то, что в педагогических институтах в тот период были введены «конвергентные направления» подготовки – учитель биологии и химии, географии и биологии и пр.). К сожалению, не был решен и до сих пор не решен главный вопрос – содержания образования. Оно по-прежнему направлено на формирование предметного знания, а не на развитие способностей системного, творческого мышления в практикоориентированной социально- и личностно значимой деятельности.

А в 90-х гг. наступила эра обязательного минимума содержания образования как набора дидактических единиц, что на годы зафиксировало предметоцентризм как основу российской школы.

Говоря о межпредметности (междисциплинарности), мы имеем в виду комплексное системное моделирование объектов и процессов окружающего мира в условиях совместной деятельности и продуктивного взаимодействия. Результатом (продуктом) образовательной деятельности является новое знание, значимое для обучающегося и других людей, позволяющее оценить уровень развития мышления, основу дальнейшего интеллектуального роста.

Время пересказа в классе того, что написано в учебнике, безвозвратно ушло. Задача школы цифровой эпохи – создание нового знания в коммуникации, продуктивном взаимодействии и совместной деятельности.

Реализация деятельностной парадигмы образования возможна только в целостном восприятии конвергентной реальности, что практически невозможно не только в традиционном представлении содержания образования – многообразии слабо связанных между собой учебных предметов и дидактических единиц, но и вне современной цифровой образовательной среды.

Кроме того, конвергентная реальность как комплексная система конкретна во взаимосвязи и взаимодействии объектов, процессов и явлений, а содержание традиционного образования – абстрактно и слабо связано с реальным миром.

Несмотря на внедрение элементов проектной и исследовательской деятельности, традиционная школа не в состоянии решить проблемы знаниевого репродуктивного образования на предметной основе. Развитие цифрового образования и позволило найти подходы к решению этой проблемы.

Конвергентное образовательное пространство представляет собой единство трех фундаментальных понятий образования:

  • конвергентное содержание образования, носящее меж- и трансдисциплинарный характер, в отличие от традиционной предметности;
  • конвергентная модель организации образовательного процесса: сочетание очного, очно-заочного и заочного обучения;
  • конвергентная среда (условия) реализации образовательного процесса.

Кроме того, если говорить об изменениях в упомянутых ценностных и смысловых установках в конвергентной среде, существенно трансформируется деятельность всех участников социально-педагогических отношений – управленцев, педагогов, обучающихся и семей в их тесном взаимодействии.

Эти задачи успешно решаются в правильно организованной цифровой образовательной среде (ЦОС) как совокупности социальных образовательных сетей с разнообразным, вариативным и избыточным образовательным контентом, обеспечивающей персонализированное обучение каждого обучающегося в единстве основного и дополнительного образования, в коммуникации и эффективном взаимодействии всех участников образовательных отношений на основе запросов и анализа образовательного поведения обучающихся. Содержание образования в ЦОС должно быть организовано на сетевой, междисциплинарной основе, системно и целостно, что обеспечивает переход к решению реальных проблем социальных, экономических, культурных отношений средствами разных предметов, раскрывая сложность и многообразие окружающего мира. [НК1] По сути это обеспечивает выход на трансдисциплинарный уровень мышления, позволяющий моделировать различные социальные, культурные, политические, природные и иные процессы с использованием предметных и метапредметных навыков.

Таким образом, деятельность всех участников образовательных отношений организуется в смешанной (конвергентной) реальности, основанной на принципах:

  1. Целостности, системности и преемственности содержания образования, форм, технологий и методов обучения.
  2. Наличия многочисленных и разнообразных реальных и виртуальных объектов, инструментов взаимодействия и коммуникации.
  3. Возможности осуществления различной предметной, междисциплинарной и трансдисциплинарной деятельности.
  4. Многообразия инструментов педагогического взаимодействия – командной и индивидуальной деятельности, разновозрастных групп, интеграции общего и дополнительного образования и пр.
  5. Многообразия алгоритмов активных форм образования.

Образовательный процесс в конвергентной образовательной среде не только открывает новые образовательные возможности, но и решает серьезные проблемы современного детства:

  • цифровой самоидентификации (цифровая идентичность – это весь комплекс данных, оставленных человеком в интернете, его цифровой след в сети). Формирование цифровой самоидентификации – новая культура человека, включающая области права, технологий, ценностей, этики, социологии, маркетинга и философии, во многом обеспечивающая его безопасность и успешность;
  • цифровой социализации как процесса интеграции личности в высокотехнологичную социальную конвергентную экосистему общества, овладение и воспроизводство его ценностей, норм и правил поведения, этики взаимоотношений, знаний, навыков и компетенций в смешанной (конвергентной) онлайн- и офлайн-реальности, формирующей идентичность личности, обеспечивающей ее становление и непрерывное развитие;
  • цифровой безопасности и гигиены;
  • формирования навыков эффективной коммуникации в сетевой среде;
  • сетевой компетентности (формирования навыков жизни и деятельности в быстро развивающейся конвергентной социокультурной среде перехода из реального мира в виртуальный и, наоборот, в мир реального социального взаимодействия); способность и готовность личности к эффективному, безопасному, здоровьесберегающему функционированию в сетевой среде для решения личных и профессиональных задач с соблюдением норм права и морали, противостоянию деструктивным влияниям и защите собственной идентичности. Сетевая компетентность основана на системе ценностей и зрелости личности.

Образовательный процесс в конвергентной образовательной среде помогает преодолевать проблемы традиционной школы, формирующей пассивных потребителей информации, не оставляющей им пространства для самоорганизации, саморефлексии и самоактуализации, творчества и креативности, решения значимых социальных проблем в разнообразном взаимодействии с другими людьми.

Таким образом, это конвергентная социокультурная образовательная среда жизни и деятельности обучающихся в разнообразном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, направленная на их всестороннее личностное развитие, обеспечивающее готовность к успешной социализации на протяжении жизни.

И последнее – это, конечно, изменение подходов к формам, методам, способам и инструментам оценки качества образования, включая государственную итоговую аттестацию.




Новости





























































Поделиться