Здоровье // Интервью

«Вопрос об обязательной вакцинации учителей не стоит, речь идет только о добровольном согласии»

Врач гигиенист-эпидемиолог Людмила Кузнецова рассказала о том, каким может быть формат нового учебного года, мерах безопасности и прививках.

«Вопрос об обязательной вакцинации учителей не стоит, речь идет только о добровольном согласии»
Фото: obozrevatel.com

– Считаете ли Вы требования Роспотребнадзора необходимыми и достаточными для обеспечения безопасности школьников, а главное – реальными для выполнения?

– Сейчас школы стоят перед совершенно чёткой дилеммой. Если не выполнять или формально выполнять эти требования, которые Роспотребнадзор разработал, мы вполне в октябре получим вспышку заболевания. Если выполнять, то возникнет ряд сложностей. Например, очень смущает требование исключить общение обучающихся из разных классов (групп) во время перемен. Это нонсенс. Пока в одном классе идёт урок, другой класс в коридоре шумит, и можно себе представить, какие условия для работы будут. Я с большим трудом представляю себе эту ситуацию. Хотелось бы услышать мнения практиков, как они думают развести все эти возрастные потоки и насколько реально составить такое расписание.

– Рекомендуется максимально проводить время с учащимися на свежем воздухе и организовывать динамические паузы.

– Возможность находиться на свежем воздухе будет только в сентябре, за исключением южных регионов России. А что касается динамических занятий, то для малышей ещё можно организовать гимнастику, но всё равно эти физкультминутки, которые в классе проводятся, они ни в коем случае не заменяют перемену, которая даёт им возможность подвигаться на большем пространстве. В любом случае здесь уже будет явный дефицит движения даже без всяких сомнений, что отрицательно скажется на состоянии здоровья детей.

Дело в том, что адаптационный процесс к учебным нагрузкам в начале учебного года проходит три фазы: I – ориентировочного приспособления, II – неполного приспособления, III – относительно устойчивого приспособления на протяжении 4–6 недель, т.е. в октябре уровень умственной работоспособности обычно становится достаточно высоким и стабильным. Это при условии выполнения всех гигиенических рекомендаций в отношении построения учебного и двигательного режима в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей. При нарушении этих условий третья фаза у многих учащихся с ослабленным здоровьем не наступает и в октябре происходит спад умственной работоспособности, развивается общая астенизация и повышение заболеваемости за счёт снижения иммунитета. То есть фактически к концу первой четверти мы получим ситуацию: либо полный переход на дистантное обучение в связи с подъёмом заболеваемости, либо очень низкая работоспособность и ухудшение учебных результатов. Это прогноз ситуации, которую можно ожидать и которой необходимо избежать, заранее правильно построив учебный процесс.

Выход мне видится во введении смешанного обучения и рациональном распределении онлайн- и офлайн-форм занятий. Поэтому то, что сейчас предлагается «Эврикой» в плане организации смешанного обучения – это очень правильный вариант.

Причем дистанционные занятия не должны копировать классно-урочную систему, чтобы время проведения у компьютера не превышало гигиенической нормы. Для этого даётся задание, дальше учащиеся сами выбирают время для выполнения задания, но знания не теряют, а наоборот, даже приобретают многие хорошие навыки от этого. Вот если к этому подойдут правильно, то и результат получится положительный.

– А надо ли обязывать учителей носить маски? Сейчас известный педагог Евгений Ямбург выступил против этого. Он сказал, что это невозможно.

– Правильно он сказал, совершенно с ним согласна, если позволяет эпидемическая ситуация. Масочный режим вводится местными органами Роспотребнадзора в зависимости от уровня распространенности коронавирусной инфекции в данном регионе. В то же время следует подчеркнуть, что у нас педагоги – это вообще группа риска. Во-первых, у них контактов гораздо больше за счёт общения с детьми, а дети нередко бывают носителями в бессимптомной форме. Во-вторых, среди учителей много представителей группы риска старшего возраста. Поэтому не зря стоит вопрос о том, что прививки от коронавируса предполагается делать в первую очередь врачам и учителям, как бойцам на передовой.

– По данным опроса сервиса «Справочник врача», 52% медиков откажутся прививаться, не доверяя этой вакцине, и уже профсоюз «Учитель» выступил против обязательной вакцинации учителей.

– По причине того, что пока информации о вакцине недостаточно, правильная реакция – опасение. Это не категорическое возражение, потому что чем больше будет разъяснений, тем больше медиков поймет, что, скорее всего, эта вакцина будет действенной и безопасной, и я так думаю, что мнение изменится, это точно. Но вопрос об обязательной вакцинации не стоит, речь идет о добровольном согласии. Я думаю, что время нам даст возможность прояснить ситуацию. Скорее всего, и сами медики, и учителя поменяют своё отношение к этому вопросу, я надеюсь.

– А если будут давить на директоров школ по поводу вакцинации, а они в свою очередь будут давить на учителей и не допускать к работе тех, кто не вакцинировался, вплоть до увольнения?

– Мне кажется, это всё зависит от местных тенденций, здесь уже надо как раз смотреть, кто эту идею каким образом осуществляет. Не думаю, что это будут рекомендации именно для всех со стороны министерства или высших органов власти. Не за горами осенний период подъёма респираторно-вирусных заболеваний, и, я думаю, сама ситуация подведёт нас к тому, что люди начнут делать прививки – добровольно, с пониманием опасности. Кроме того, я предполагаю, что вообще в некоторых регионах, может, именно в октябре школы должны будут перейти на дистанционное обучение. Фактически может повториться весенняя ситуация. К этому надо быть готовыми, и лучше эту систему заранее построить и отладить. Поэтому говорить о том, что предлагаемые Роспотребнадзором меры – чрезмерные, я бы не стала, трудновыполнимые – абсолютно точно, очень трудновыполнимые. Формально к ним отнестись нельзя, и полностью выполнить очень сложно. Выход один – рационально построить учебный процесс, понимая ситуацию заранее, её прогнозируя и планируя.

Я думаю, наши учителя уже осознали, что нужно комбинировать различные формы обучения.

– Геннадий Онищенко (в прошлом главный санитарный врач страны, в настоящее время – первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке) в своих недавних выступлениях говорил о том, что пойдут одновременно осенью две волны – коронавирусная и гриппозная. И он рекомендует прививаться и от гриппа, и от ковида.

– Другой рекомендации быть не может. Никто точно не знает, когда возникнет эта волна гриппа. В прошлом году осенью не было подъёма заболевания гриппом. Поэтому теоретически вполне возможно, что в этом году пересекутся и ОРВИ, и грипп, и коронавирус, и эту триаду ожидают именно осенью. Причем прививку от гриппа нужно делать сейчас.

С 1 сентября будет запущен процесс массовой вакцинации против гриппа, но это тоже добровольно. И действительно нужно делать это в сентябре, чтобы к октябрю уже иммунитет был выработан.

– О вакцинации детей от коронавируса сейчас речи не идёт, как я понимаю?

– О массовой вакцинации вообще речи не идёт, поскольку только апробация вакцинации детей запланирована в январе-феврале 2021 года. Для врачей и педагогов добровольная вакцинация намечена на октябрь нынешнего года.

– Но есть же и среди взрослых группы, которым прививки такие противопоказаны.

– Безусловно, конечно, по состоянию здоровья, например, аллергикам нельзя, и при некоторых заболеваниях тоже есть опасность осложнений от любых вакцин, поскольку в их состав входят некоторые компоненты, способные вызвать у хронически больных людей различные реакции, которые противопоказаны. Поэтому, естественно, все зависит от рекомендаций лечащих врачей.



Новости





























































Поделиться