Инициатива ФГОС 4.0 // Тема дня

Смешанное обучение как совместное творчество школы и родителей

11 августа Институт проблем образовательной политики «Эврика» провел очередной методический семинар из серии «Введение в новую школьную жизнь».

Смешанное обучение как совместное творчество школы и родителей
Художник: Майя Мельникова

Семинар открыл научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”» Александр Адамский. Он отметил, что «сохранение докоронавирусной, додистантной, докарантинной системы образования обрекает наших учащихся на так называемую фальшивую социализацию». В этом смысле смешанное образование – это не только соединение онлайна и офлайна, но и сочетание различных форм и видов деятельности: развивающих, творческих, исследовательских, трудовых, социальных. Смешанное образование предполагает в том числе и другую конструкцию классов, групп, сопровождения, изменение финансовых и организационных условий.

На семинаре больше внимания уделялось педагогическим аспектам, которые тесно связаны с идеологией инициативы ФГОС 4.0.

Во-первых, это персонализация как возможность каждого ребёнка достигать успеха в соответствии с собственными установками и способностями, а успешная самореализация каждого в будущем становится основой конкурентоспособности страны.

Во-вторых, существенной частью содержания образования станет опережающий контент – те знания, которые здесь и сейчас, в этот момент проходят своё становление.

«При этом традиционное, классическое знание в виде культурно-исторических образцов остаётся важной составной частью образования. Но другой не менее важной частью является опережающее образование», – подчеркнул Александр Адамский.

В-третьих, это определяющая роль мотивации ребёнка. По мнению эксперта, «если нет мотивации как у детей, так и у родителей, то не будет и результата или он окажется временным и выветрится после очередной итоговой аттестации».

Главным мотиватором в этом случае становится учебная деятельность ребенка, в том числе самостоятельная, а учитель конструирует не только свои отношения с ребёнком, но и взаимодействие детей в сети, вовлекая в этот процесс родителей.

Врач гигиенист-эпидемиолог Людмила Кузнецова напомнила о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в период смешанного обучения: их роль особенно возрастает во время пандемии, когда и взрослые, и дети подвержены риску заражения. Эти методики должны быть адекватны возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и включать введение гибких режимов и учебных планов; разработку индивидуальных траекторий обучения; применение личного выбора учащимися самостоятельных занятий с ориентацией на перспективу развития.

Подробнее о том, какие способы и формы деятельности возможны в условиях смешанного обучения, обсуждали в шести проектных группах.

Так, директор Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов рассказал о трех разных моделях смешанного обучения,которые предполагают не только занятия в классе, но и сетевое межшкольное взаимодействие.

Участники группы предложили конкретные технологии реализации этих моделей, включая систему тьюторского сопровождения детей и форматы взаимодействия с родителями.

К следующему семинару, который состоится 20 августа, планируется подготовить примерные дорожные карты по этим моделям.

Переход на смешанное обучение потребует внесения изменений в локальные акты школ – от положения о рабочих программах до родительского договора. Список локальных нормативных актов можно посмотреть в презентации.

Каждая из экспертных групп представила конкретные наработки – например, по созданию видеороликов, задачи которых разнообразны: от обучающих ребенка работе с книгой, с текстом, с выполнением арифметических действий до проектных и игровых задач. Причем ролики создают не только учителя, но и сами дети. Благодаря этому, по мнению Адамского, такая деятельность способна увлечь детей, пробудить в них интерес к обучению путем создания медиапродукта как образовательного результата.

Смешанное обучение может широко использоваться и во внеурочной деятельности (виртуальные музеи и творческие конкурсы), и в детских садах за счет организации дистанционных событий, проектов, игр.

Во всех этих случаях, по мнению Александра Адамского, невозможно обойтись без участия родителей, «но не как придатка к тому, что недоделал учитель на уроке, и не в качестве помощников в выполнении пресловутых домашних заданий, а как полноправных партнеров, которым школы предоставляют ресурсы, способы, технологии учебных отношений с ребёнком».

Эта тема получила всестороннее освещение в проектной группе под руководством директора «Школы будущего» Калининградской области Алексея Голубицкого. Своим опытом он уже делился на страницах нашего сайта.

По его мнению, школа в форс-мажорной ситуации, к которой можно отнести дистанционное и смешанное обучение, должна стать островом стабильности, оказывая техническую и психологическую поддержку родителям.

«В самом начале пути необходимо воспринимать переход к новой модели образования не как проблему, которую мы вынуждены мучительно решать, а как уникальный шанс что-то изменить, настроить в своей работе по-новому, более эффективно», – убежден директор известной школы.

Участники группы пришли к выводу о том, что необходимо вооружить родителей инструментами тьюторской деятельности, и такой платформой может стать родительский университет в форме вебинаров и «теплой» линии (вместо горячей) для обратной связи с родителями.

Обсуждение темы продолжится на следующем семинаре, который состоится 20 августа. Приглашаем всех к участию!




Новости





























































Поделиться