Что происходит? // Статья

«Если ты боишься шторма, не становись капитаном»

2 июля состоялась очередная планерка, организованная лидером общественно-педагогического движения «Школа – наше дело», главным редактором издательского дома «Первое сентября» Артемом Соловейчиком.

«Если ты боишься шторма, не становись капитаном»
Фото: blog.leucotron.com.br

Такие планерки стали уже традиционными, в них успели принять участие как известные, медийные личности, так и рядовые родители: своим опытом воспитания поделились папы и мамы. Было предоставлено слово и учителям.

На этот раз к дискуссии подключились директора школ.

В разговоре приняли участие директор «Школы будущего» поселка Большое Исаково Калининградской области Алексей Голубицкий, руководитель «Образовательного центра Гимназия № 6 Горностай» Новосибирского академгородка Ирина Путинцева и директор частной школы «Эпишкола» Санкт-Петербурга Михаил Эпштейн.

Тема планерки отразила противоречия деятельности руководителей школ: «Семья и школа. Директор школы. Между молотом и наковальней».

Артем Соловейчик обратил внимание на нормы Закона «Об образовании в РФ»,статьей 26 которого установлено,что управление образовательной организацией осуществляется на основе принципов единоначалия и коллегиальности и носит государственно-общественный характер.

То есть с одной стороны, согласно букве Закона, руководитель школы является единоличным исполнительным органом, а с другой – в школе формируются коллегиальные органы управления, в состав которых входят учителя, родители, ученики. В то же время, нельзя забывать о том, что директор – лицо, подчиненное учредителю.

Несмотря на то, что участники дискуссии представляли разные регионы и разные по статусу школы (Алексей Голубицкий и Ирина Путинцева– государственные, Михаил Эпштейн – частную), все они придерживаются общих ценностей в своей работе: это сотрудничество с родителями, предоставление академической свободы педагогам и защита их от неадекватных требований.

«Главная задача директора – правильно подобрать педагогов, а после не мешать им работать. Несвободный учитель не сможет воспитать свободныхдетей», – убежден Михаил Эпштейн.

Что же касается отношений с родителями, то важно вовлечь их в совместную деятельность, постоянно поддерживать обратную связь и создавать условия для развития детей.

«Я считаю родителей не заказчиками, а партнерами. Мы должны стать значимыми взрослыми для наших детей», – сказал Алексей Голубицкий.

Он отметил, что дистанционное образование в период пандемии стало уникальной возможностью для еще более тесного сотрудничества семьи и школы. Родители особенно остро осознали значение школы, когда им пришлось проводить с детьми целый день в самоизоляции, и поддержка со стороны педагогов в это сложное время оказалась для них очень важной.

Эта поддержка была не только моральной, но материальной: Алексей Голубицкий под свою ответственность раздал нуждающимся семьям школьные ноутбуки. Для детей была разработана специальная бонусная программа, когда уже после выставления годовых оценок по текущим результатам им предлагалось выполнять домашние задания на добровольной основе. В зависимости от успехов к годовой оценке прибавлялись дополнительные баллы, а для особо отличившихся была организована доставка пиццы.

Семья, принимавшая наиболее активное участие в дистанционном обучении, получила в подарок от школы путевку в Светлогорск – главный курорт Калининградской области.

В частной школе отношения с родителями определяют ее деятельность, без взаимопонимания такая деятельность просто невозможна. Поэтому необходимо, чтобы родители не только выступали в роли заказчиков, диктующих школе свои условия, но и стали партнерами педагогического коллектива.

По словам Михаила Эпштейна, для того чтобы родители, отдающие своих детей в школу, понимали и принимали ее ценности, с вновь пришедшими проводятся подробные собеседования.

«Когда мы совпадаем по ценностям, когда они понимают, в какую школу они пришли, когда они нам доверяют, то какие бы не были сложные у них дети, мы находим способы им помочь», – подчеркнул Михаил Эпштейн.

По его мнению, «роль директора – это постоянный поиск баланса между общей идеологией, в которой работает школа, и самостоятельностью учителя и одновременно выстраивание доверительного диалога с родителями».

Однако отношения с родителями далеко не всегда безоблачны и благополучны.

Каждый из директоров пережил и кризисы, и недоверие со стороны семей, и жалобы в вышестоящие инстанции.

«Родители могут быть чем-то недовольны, могут написать письмо Президенту. Эта критика чаще всего по сути справедлива, но форма меня не устраивает. Но это же меня не устраивает, и я расцениваю это как возможность совершенствоваться», – сказала Ирина Путинцева.

Наиболее острой для участников планерки оказалась тема взаимодействия с органами управления образованием.

Артем Соловейчик напомнил о ст. 278 Трудового кодекса, предусматривающей увольнение руководителей любой организации, в том числе и образовательной, без объяснения причин.

Такая норма порождает страх в системе образования, авторские школы, как любые инициативы «снизу» не приветствуются.Возникает вопрос: что делать со страхом?

Как выяснилось,участники дискуссии находят общий язык со своими учредителями.

По словам Ирины Путинцевой, ее школе дают свободу и поддерживают предложения педагогов – от перехода в статус автономной организации до создания образовательного центра.

При этом она подчеркнула: «Задача договориться, но не продаться, не испугаться».

«Я дорожу своим местом, но не держусь за него, – признался Алексей Голубицкий. – Боишься шторма, не становись капитаном. Если ты знаешь, куда плыть, ты точно можешь идти против ветра».

В то же время он высказался о том, что директор школы не должен противопоставлять себя власти.

Михаил Эпштейн не согласился с этой позицией.

«Никакой начальник из Москвы не может понять, какой должна быть школа в Якутии, какой должна быть школа в Калининграде, школа в центре Москвы,– заявил он. – Понять это могут только родители, которые приходят в такую школу, коллектив учителей, которые такую школу хотят создать, и в некотором смысле директор, который организует общую работу и представляет собой ту или иную школу, ту или иную общность.

Моё глубокое убеждение состоит в том, что школа должна быть частью социокультурного сообщества. В этом смысле во-многом жить на своей территории, влиять на эту территорию, слушать территорию, в том числе менять содержание своей деятельности исходя из той территории, на которой она находится – задача руководителя школы».

В следующей планерке, которая запланирована на 9 июля, примут участие подростки. Директора обратились к ним с напутствиями, пожелав им искать свое призвание и настоящих друзей.



Новости





























































Поделиться