Планёрку провёл лидер движения «Школа – наше дело», главный редактор Издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик. В разговоре приняли участие мама четырех детей, журналист, партнер ТО «Острова: о свободном образовании», ведущая «Утренней школы» Анна Турчанинова, папа первоклассника, теперь уже перешедшего во второй класс; проректор СПбАППО; экс-заместитель директора «Артека», кандидат педагогических наук Юрий Ээльмаа, участник движения «Школа – наше дело» Юрий Никольский.
В начале встречи Артем Соловейчик, сообщил, что движение набирает обороты и количество участников составляет уже 1800 человек. Он обозначил основные вопросы, которые волнуют участников чата планёрки: ЕГЭ, цифровое неравенство, дистанционное образование, статус педагога дополнительного образования, неактуальность учебников, управление школой, увольнение директоров, фильм о Михаиле Щетинине.
Говоря о результатах встречи с министром Сергеем Кравцовым, лидер движения «Школа – наше дело» сообщил, что все собранные на предыдущих планёрках вопросы приняты в работу.
В частности, предложение о создании ресурсного центра на базе школы Михаила Щетинина и признание заслуг великого педагога.
Он отметил, что зачастую точки зрения родителей, педагогического сообщества и исполнительской власти разных уровней не совпадают, поэтому движение «Школа – наше дело» призвано заявлять ведомству о проблемах и актуальных вопросах. «Сергей Кравцов поблагодарил экспертов за конструктивный разговор и обратился к участникам встречи с просьбой оказать поддержку в решении актуальных проблем», – резюмировал итоги встречи Соловейчик.
Артем Соловейчик предоставил слово Анне Турчаниновой, маме четырех детей и журналисту, для выражения своего мнения об итогах встречи с министром.
В начале выступления Анна поделилась опытом организации образования для детей из 10 семей, которые вошли в объединение «Острова: о свободном образовании». Дети этих семей учатся заочно в неформальном клубе «Утренняя школа».
«Это не оппозиция традиционной школе, это наш выбор, наш собственный путь, который предоставило российское законодательство», – подчеркнула Анна. По ее мнению, такое право самоопределения должно даваться каждому ребенку в зависимости от темперамента и интересов, потому что невозможно придумать единую систему даже для четверых детей.
Анна Турчанинова рассказала, что за время карантина сформировались еще более гибкие группы, объединенные только общим интересом. Каждый ребенок сам может заниматься своим образованием, взрослые только помогают.
В ходе выступления Анна остановилась на том, что ей близка позиция «Школа – наше дело», потому что ее лозунг – «Образование – мое дело».
«Для каждого человека образование – это его инициатива и ответственность, поэтому у меня нет вопросов к министру, только благодарность за их труд и за предоставленную возможность самим выбирать свой путь», – отметила она.
Анна подчеркнула, что вопросов к министру просвещения у нее нет. Единственное, о чём она попросила бы – это предоставить автономию всем участникам образовательного процесса: ведь чем больше контроль, тем меньше самостоятельности. Она подчеркнула, что эти направления должны идти навстречу друг другу: снижение контроля и повышение проактивной позиции каждого. «Еще важно, чтоб между всеми участниками были выстроены коммуникации, общая среда взаимодействия. У движения “Школа – наше дело” есть потенциал организации горизонтального взаимодействия, кооперации разных школ и практик», – сказала в заключении Анна Турчанинова.
Артем Соловейчик попросил Юрия Ээльмаа, папу первоклассника, проректора в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, описать жанр с вопросами министру.
«Я буду рад увидеть, что этот ход что-то может поменять, но вся симптоматика, которая описана в вопросах, является следствием многолетней вертикальной системы управления. Проблемы могут быть решены в ситуации архитектуры горизонтали, в ситуации автономии полномочий горизонтали», – отметил Юрий Ээльмаа. По его словам, в содержании вопросов отсутствует готовность со стороны родителей вести диалог со школой и нести ответственность за образование своих детей.
«Там нет таких вопросов: мы хотим разобраться, что такое современная повестка образования, что такое ФГОС, soft skills? Что сегодня важно изучать детям, какие ресурсы у школы есть, а каких не хватает, мы поможем. Это патерналистская модель – за нас решат», – отметил Ээльмаа.
Также он подчеркнул, что, когда школе позволено быть свободной, то школа своими внутренними ресурсами выстроит профессиональное сообщество, ценность которого будет мерилом качества образования.
Юрий Никольский, участник движения «Школа – наше дело», сообщил, что любое решение проблем начитается с вопросов, и мы ее начали.
«Министр ничего не решит, потому что у него нет связи со школами и учителями, а у нас это есть», – подчеркнул он.
В заключении Артем Соловейчик сказал, что движение «Школа – наше дело» будет непрерывно держать в фокусе проблемы и задачи и еженедельно обсуждать их на планёрке для выработки согласованных действий, а также формировать и публиковать опыт и предложения участников движения на сайте «Школа – наше дело».