Последствия пандемии будут иметь долгосрочное влияние на сферу образования, что требует пересмотра работы в этой области, считает руководитель образовательных проектов Всемирного банка в России Тигран Шмис.
«Это двойной кризис: образовательный, связанный с закрытием школ, и общий экономический кризис, который также влияет на сферу образования», – сказал он в ходе онлайн-вебинара из цикла «Образование при COVID-19: проблемы, решения, перспективы, исследования» ВШЭ и Всемирного банка «Как системы школьного образования должны подготовиться к жизни в новых реалиях (пост-Covid-19)».
В частности, закрытие учебных заведений в связи с пандемией ведёт к приостановке или замедлению образовательных процессов и росту неравенства в этой сфере, отметил Шмис. Он добавил, что кризис влияет и на самих учащихся: они хуже питаются, ухудшается их психологическое состояние и растёт уязвимость. Экономический кризис ведёт к оттоку учащихся, увеличивается использование детской рабочей силы, а родители сокращают расходы на образование детей, сказал эксперт.
«Экономический кризис влияет и на саму систему образования», – сказал Шимс. Он пояснил, что правительства сокращают расходы на эту сферу, падает качество образования и закрываются частные школы.
Эксперт подчеркнул, что в долгосрочной перспективе все это ведёт к сокращению «человеческого капитала», дальнейшему росту бедности вследствие меньшего числа квалифицированных специалистов и нарастанию социальной напряжённости.
Для преодоления этих последствий необходимо в краткосрочной перспективе содействовать продолжению обучения, особенно для малоимущих студентов, считает эксперт. В среднесрочном плане, по его мнению, следует обеспечивать должное финансирование сферы образования, а в долгосрочном – добиться устойчивости в этой области. «Необходимо обеспечить устойчивое восстановление сферы образования, в том числе учитывая возросший потенциал дистанционного обучения и его улучшенные методики», – отметил он.