6 апреля 2020 года все образовательные организации нашей страны перешли на режим работы в удаленном доступе. И мы сегодня в мире не одиноки. Около 90% всех школьников и студентов мира оказались в такой же ситуации. И все страны при этом испытывают схожие проблемы:
- Доступность и низкая пропускная способность сетей.
- Технологические и методические ограничения существующих образовательных платформ.
- Неготовность учителей к организации образовательного процесса в режиме удаленного доступа.
Все вопросы тесно связаны между собой. Так, ограничение пропускной способности сети влияет на работоспособность платформ и особенно на возможность использования сервисов видеоконференц-связи, что, в свою очередь, не удовлетворяет педагогов. Причем если в первом случае задержка на несколько секунд вызывает раздражение, то во втором случае ситуация еще хуже… но об этом чуть позже.
Подключить к интернету, увеличить пропускную способность сетей за счет расширения каналов связи не всегда быстро возможно и весьма затратно. Поэтому каждый справляется с этим как может (вспомним выезд детей с родителями на федеральную трассу в Башкирии, где доступна мобильная связь, или сельский магазин с корзинами для тетрадей каждого класса местной школы на Алтае).
С технологическими ограничениями по мере возможности справляются сами цифровые образовательные платформы, а вот с готовностью учителей к реализации образования в удаленном доступе вопрос стоит крайне остро.
Переход на дистанционный формат обучения оказался серьезным вызовом для более миллиона педагогов. Как организовать работу детей в онлайн-режиме, сделать их учебу интересной, увлекательной, эмоционально насыщенной, результативной? А ведь это означает принятие новых форматов и методов обучения, отказ от многолетнего опыта!
Внятных методических рекомендаций «сверху» учителя не получили, равно как и не получили целостной системы цифровых учебно-методических материалов, ни соответствующих инструментов организации учебного процесса.
Вебинары, презентации учителей, цифровые ресурсы с многочисленными тестами, конкурсами и олимпиадами, PDF-версиями бумажных учебников не являются дидактическим стержнем, основой организации образовательного процесса в цифровой образовательной среде (в этом плане платформа «Мобильное электронное образование» – участник IT-кластера «Сколково» как целостная дидактическая система – редкое исключение). Многие учителя решают проблему предельно просто – подключают электронные ресурсы с многочисленными тестами с автоматической проверкой ответа, создающими иллюзию «успешности» ребенка. Оценки в журнале – отчет о работе в удаленном доступе при минимуме усилий – готов. Результаты мы увидим на ближайших ОГЭ и ЕГЭ, но это еще через пару месяцев.
И превратилось онлайн-образование в фарс (или суррогат – кому как больше нравится). Почти все, что мы сегодня наблюдаем – клон классно-урочной системы в сети, что в разы снижает ее и без того архаичную эффективность. Учителя просто включают Zoom, MS Teams и пр. и работают с классом как всегда, но удаленно. Сегодня и дети, и взрослые вынуждены часами просиживать у мониторов компьютеров вопреки всем действующим правилам и нормам. Причем вовлеченность родителей, также работающих в удаленном доступе и вынужденно присутствующих на уроке, не добавляет им позитивного настроения в отношении организации образования их детей. Это серьезная социальная проблема, выплеснувшаяся из-за закрытых дверей классов и школьных стен практически в каждую семью страны, социальные сети, прессу, телевидение и пр.
Корень проблемы кроется в главном – сегодняшняя структура школы максимально жесткая. Она практически не предоставляет степеней свободы ни детям, ни учителям, ни родителям.
Все построено на основе придуманных более 400 лет назад Я.А. Коменским правил. И эту глыбу не берет ни время, ни взрывы новых технологий, ни новые потребности экономики и общества, ни даже пандемия. И несмотря на требования ФГОС общего образования, которому уже 10 лет, мы по-прежнему ходим по кругу, погоняемые плетью в виде ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и прочих контрольно-надзорных процедур, обрушившихся на школу и семьи «Ниагарским водопадом».
А обществу, экономике требуется сегодня другое – самостоятельность, сформированность социального и эмоционального интеллекта, самоорганизованность и самопроектирование, креативность, критическое мышление, междисциплинарность, навыки работы в разнообразных командах, в т.ч. в режиме удаленного доступа (!) и пр. Если на этапе индустриальной революции это была инженерная подготовка, во второй половине XX в. – подготовка исследователей в конкретных областях науки и знания, то цифровая революция потребовала работников, обладающих широкими (конвергентными) знаниями в разных областях, метапредметными, междисциплинарными навыками, системным мышлением и языком, позволяющими представителям разных профессий совместно решать сложные нестандартные задачи, формируя общий язык коммуникации. Это одновременно формирует научную картину мира и готовит к разнообразной деятельности, что существенно меняет требования к школьному образованию. Вспомните, к примеру, требования PISA или стандарты World Skills. Они именно про это.
Обратим внимание еще на один момент. Ключевые изменения в области содержания образования (а это отдельная большая тема) сегодня должны касаться гуманитарной составляющей. Если будущий управленец, трейдер, инженер, технолог, ученый, программист не знает, как устроено современное общество, экономика, не владеет перечисленными выше компетенциями – для работодателя он некомпетентен. И лозунг XX в. «Знание – сила» сегодня трансформировался в «Компетенции – сила».
Поэтому, наблюдая за работой учителей в удаленном доступе, понимаешь, что ничего не изменилось. Еще в 2013 году, когда Минобрнауки России приняло решение о дополнении бумажных учебников их «электронной формой» (ЭФУ), ошибочность этого решения была очевидной, что и подтвердилось их невостребованностью, поскольку в понимании министерских чиновников (не без поддержки бумажных издательств) ЭФУ был цифровым (PDF) клоном бумажного учебника, иногда с минимальной интерактивностью. А цифровой образовательный контент, как и вся деятельность человека в смешанной реальности, должен быть принципиально другим.
А каким? «Электронное обучение» (одна из его форм – дистанционное образование), которое внезапно ворвалось в нашу жизнь, причем не гостем, а хозяином, одномоментно охватило практически все население страны. В законе «Об образовании» оно появилось уже в 2012 году. Времени на освоение было предостаточно. И финансировалась цифровая инфраструктура и разработка цифровых ресурсов достаточно щедро. Однако отсутствовало его научное и нормативное обеспечение, и учителей к его реализации не готовили.
В результате этого в апреле 2020 года была в полной мере продемонстрирована неготовность нашего образования к переходу в дистанционный режим (по сути – к цифровой экономике), что сделало «дистант» еще одним индикатором, вслед за провалом по международным исследованиям PISA (2019 год), фиаско нашей школы.
Электронное обучение – сетевое пространство самостоятельной деятельности обучающихся во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса как в онлайн, так и в офлайн-режиме.
Цифровой образовательный процесс – это прежде всего коммуникация, разнообразная деятельность в широком взаимодействии. Как его организовать – вот главный вопрос, который требует педагогических решений.
Что для этого необходимо?
Прежде всего – цифровая образовательная среда, безопасная, и разнообразная, и адаптивная под запросы и потребности каждого. Насыщенная вариативным избыточным контентом, системой КИМов, различными инструментами коммуникации (для командной и индивидуальной работы) и управления образовательным процессом, в том числе инструментами фиксации образовательных достижений.
Это базовые элементы образовательной платформы, на основе которой реализуется электронное обучение. Учащийся не должен метаться между разными ресурсами, все у него должно быть под рукой: материалы для основного и дополнительного образования, справочники, энциклопедии, атласы, рабочие тетради и пр. Ему должно быть доступно большое количество сложных нестандартных задач разного уровня сложности, знакомящих с миром профессий будущего.
Каким представляется процесс организации электронного обучения? Ученик, располагая вариативным контентом и гибкими временными рамками, сам проектирует свою деятельность по освоению учебного содержания темы. Он решает, когда и чем ему заниматься в первую очередь, а что отложить на потом.
Учитель, используя инструменты персонализации учебного процесса, назначает учащемуся задания в индивидуальном порядке.
Ученик, получив задания по теме, решает их по мере освоения учебного материала, взаимодействуя с учителем в офлайне в случае каких-либо затруднений.
Обладая необходимыми инструментами коммуникации, он сам формулирует вопросы учителю и передает их ему в офлайне, готовясь к онлайн-дискуссии. Соотношение офлайн и онлайн-занятий в этом случае – 75–80% к 20–25% (сравните с тем, что мы имеем сейчас).
Есть расписание таких онлайн-уроков по каждому предмету. Оно составляется завучем с учетом СанПинов и доводится до сведения учащихся классным руководителем.
Пятичасовой недельный курс, например математика, нуждается в двух онлайн-уроках в неделю. Для двухчасового учебного курса, например биологии, достаточно одного онлайн-урока.
Онлайн-урок – исключительно пространство взаимодействия учителя с учащимися: представление результатов работы, совместное решение вопросов, вызвавших затруднения, обсуждение, дискуссия, дебаты, мозговые штурмы, инициирование запросов учащихся на содержание и форму будущих онлайн-уроков и т.п.
Содержание онлайн-урока всегда проектируется учителем на основе результатов самостоятельной деятельности учащихся по освоению ими учебного материала и результатов проверки индивидуальных или групповых заданий.
Оценивание в условиях дистанционного обучения предусматривает как формирующий, так и констатирующий характер. Создание ситуации успешности для каждого ребенка требует от учителя выбора из максимального разнообразия типов и видов заданий, которые соответствуют потребностям каждого ученика, в том числе выполнение которых отметкой не оценивается, а сопровождается деловой коммуникацией с учителем.
Проектная деятельность в условиях дистанционного обучения полностью остается прерогативой учеников, их творчества, креативности, инициативы и нацеленности на достижение планируемого результата.
Таким образом, степень гибкости в использовании различных моделей организации учебного процесса при дистанционном обучении должна быть достаточно высокой. В противном случае будет потеряно пространство самостоятельного выбора и принятия решений самими учащимися.
Еще один важный вопрос – какова же роль родителей, семьи в электронном обучении детей?
Не просиживание часами за компьютером вместе с ребенком, выполнение вместе с ним домашних заданий и передача их учителю через всевозможные онлайн-сервисы, а сотрудничество с ребенком в проектировании им собственной образовательной стратегии.
Родители должны предоставить право детям самостоятельно строить свой учебный график с учетом установленных временных рамок.
Формировать тем самым навыки организации и управления собственной деятельностью, тайм-менеджмента, побуждать их к инициативе в постановке собственных целей в обучении, стимулируя к творческому действию и сотрудничеству, упорству и настойчивости в достижении результата при решении учебных и практических задач, быть помощниками и первыми судьями в презентациях результатов проектов. Самое главное – родители, учителя и другие взрослые вернутся в зону ближайшего общения ребенка, выступая заинтересованными наставниками и партнерами в его разнообразной деятельности, формировании личности.
Цели и задачи, которые ставит перед нами система электронного образования, предоставляя новые дидактические возможности, требует серьезных технологических и педагогических решений. Поздно? Да, поздновато. Но лучше поздно, чем никогда.
Интеграция электронного образования в поле всей образовательной системы неминуема. И этот процесс не связан с сиюминутной ситуацией, которая сложилась в мире. Он определяется необходимостью двигаться в будущее, а там, в будущем, нашим детям, чтобы стать успешными, потребуются все те навыки, которые рождаются и укореняются благодаря возможностям электронного образования, так стремительно ворвавшегося в нашу жизнь. Цена отказа от него из-за сегодняшних неудач в организации дистанта может быть очень дорогой. Давайте об этом не забывать!