Прошла вторая неделя дистанционного обучения в московских школах после каникул. Внезапное погружение в дистант выявило плюсы и минусы этой системы. Хочу поделиться с вами своими наблюдениями.
Минусы:
- Многодетные семьи и учительские семьи, где родители сами являются учителями, оказались в неравных условиях: сразу всем детям организовать дистанционное обучение физически крайне сложно, а иногда и невыполнимо.
- В онлайн-уроке трудно включить всех учащихся в общее обсуждение, даже организовать диалог. Обычно в дискуссии участвуют 15–20% присутствующих.
- Отсутствие у большинства педагогов реальной практики и умения строить онлайн-обучение, многие из них не различают дистанционное и электронное обучение.
- Сложность организации групповой работы, которая необходима для деятельностного образования.
- Методы, используемые в определённых предметах (физика, математика), где требуется выполнение практической работы непосредственно учеником (собрать экспериментальную установку, выполнить построение циркулем), оказываются неэффективными при дистанционном обучении.
- Ввиду недостаточного опыта дистанционного обучения много времени приходится тратить на техническую организацию урока. На сегодняшний день объём материала меньше и качество онлайн-урока ниже, чем обычного школьного урока, проведённого в классе.
- Из дистанционного обучения практически вылетают дети с ОВЗ, особенно гиперактивные дети.
- Односложные ответы учеников. Трудности в формировании связного монологического высказывания ученика. Преобладание текста-примитива. Например: «Самолет – быстрота, комфортность, надежность».
- Нет гарантии самостоятельного выполнения/решения учебных заданий и задач.
- Очевидно, требуется сайт для управления процессом дистанционного обучения.
Плюсы:
- Ребенок учится самообразовываться, что важно в современном мире.
- Семья может быть мобильной и обеспечить возможность учебы для ребенка везде, где есть интернет.
- Большинство обучающихся и учителей обеспечены всеми необходимыми техническими устройствами для дистанционного обучения.
- Отсутствуют лишние мероприятия – школьные линейки, дежурства.
- Учителя имеют возможность выбирать из огромного количества интернет-ресурсов наиболее удобные и комфортные для них.
- Обучение индивидуально, что исключает потребность в репетиторстве.
- Появляется больше свободного времени.
- Возможности интернета в подборе яркого, красочного демонстрационного материала, использование видео- и аудиоконтента, что способствует не только удержанию внимания, но и развитию клипового мышления.
- В нынешних условиях родители могут участвовать вместе с детьми в учебном процессе. Можно сказать, что они стали активными его участниками.
- Стеснительные ученики стали более активно проявлять себя в онлайн-уроках.