В связи с производственной необходимостью я много хожу в детские сады. Все «обычные» муниципальные. Решила сформулировать несколько тезисов, которые, как мне кажется, могут помочь родителям дошколят принять какие-то важные решения про то, куда ходить, а куда не стоит и что теперь с этим знанием делать.
Хороший детский сад для ребенка лучше, чем его отсутствие. Плохой детский сад намного хуже, чем «дома с бабушкой».
Это про то, что вопрос: что полезнее – водить в детский сад или пусть дома посидит, – не может иметь однозначного ответа.
Есть возможность попасть к хорошему педагогу – бежим бегом. Нет – лучше не водить.
Нет хороших или плохих садов. Есть конкретные педагоги и группы, которые они ведут.
Внутри одной и той же организации, на этаже через стенку, может работать педагог, к которому нельзя «ни ногой», и воспитатель, у которого атмосфера на порядок доброжелательнее и занятия построены намного более развивающим образом.
Качество дошкольного образования, которое получит ваш ребенок, зависит от квалификации и личности конкретного воспитателя.
Его (ее) и надо выбирать.
Материальное оснащение детского сада очень важно, но его качество могут определить только специалисты. Бассейн, английский и другие модные фишки также вторичны.
Родителям лучше делать выбор, основываясь на качестве общения.
Коммуникация в саду идет по двум линиям: взрослый-ребенок; ребенок-группа сверстников. Важные характеристики: доброжелательность, заинтересованность, взаимность. Надо ответить для себя на вопросы: можете ли вы назвать отношение педагога к вашему ребенку доброжелательным и заинтересованным? Обратное тоже важно: можно ли определить тот набор чувств, который испытывает ваш ребенок к воспитателю как доброжелательный интерес? То же по отношению к группе детей. Тут, конечно, сложнее, так как одногруппников много и все разные, но важно понять в целом – доминирующее настроение.
Теперь очень конкретные индикаторы, по которым выбирать.
Сегодня у специалистов по детскому развитию есть внятный инструментарий, который позволяет на основе трехчасового наблюдения точно сказать, вредно ли для детей пребывание в данной группе, просто не плохо или очень полезно. Однако у родителей в подавляющем большинстве случаев нет возможности прийти в группу надолго.
Вот чек-лист из пяти пунктов. Любой родитель, который только приводит и забирает ребенка, может его использовать:
1. Факты унижений, обвинений, стыжения, частые окрики, пренебрежительный тон
По отношению к вам, другим родителям, вашему ребенку, другим детям. Неважно. На вашего ребенка влияет общая атмосфера.
Если в группе все время стыдят или унижают Васю, а вашего Петю пока нет, это вредно всем 25 детям, которые при этом присутствуют.
Внимательно прислушивайтесь к тому, что происходит в группе, пока вы помогаете ребенку раздеваться и одеваться. Если оттуда доносится что-то вроде: «Ну, садитесь завтракать, позорники!» или «Ну, конеееечно, мальчики опять у нас грязнули!», или «Не сходить с ковра, я Вам говорю!» – такой хоккей Вам не нужен. Не годится. И нельзя позволить убедить себя чем-то вроде: их же 25, а наша НинВасильна одна; с ними иначе нельзя; ну мы ж выросли как-то, и эти сдюжат.
Сотни исследований на стыке психологии и физиологии говорят нам о том, что хронический стресс значимо тормозит развитие, в том числе познавательное (то есть, ко всему прочему, снижает пресловутую готовность к школе).
Важно услышать все эти «перлы» с позиции ребенка. Для вас, взрослого человека, это «просто мнение одной женщины». А для ребенка воспитатель – властная фигура, в распоряжении которой он находится с 8 утра до 5 вечера каждый день. Если вам какое-то высказывание просто неприятно, то ребенку скорее всего страшно. А уж, если и вы при общении с педагогом регулярно чувствуете себя «никудышной матерью/отцом», то и подавно.
2. Обратите внимание, как происходит встреча детей утром и прощание с ними вечером
Плохо, если: ребенка как будто бы не замечают. В крайнем случае здороваются с мамой, но не с ребенком; приветствуют недоброжелательно дисциплинарной фразой типа: «давай бегом, завтрак стынет». Хорошо, когда: приветствуют лично, по имени, с улыбкой. Отлично, если будет еще какая-то реплика неформального плана, например: «ой, какой милый зайчик у тебя на футболке», или «ты вчера упала, как коленка сегодня, не болит?». С прощанием аналогично.
Плохо, если: ребенку помахала мама из раздевалки и никто не заметил, что его забрали, или «проводили» коротким «м, давай». Хорошо, когда: улыбнулись, назвали по имени, сказали какое-то личное не формальное напутствие.
Так ребенок получает очень важное послание, что он значим, важен, интересен.
3. Количество свободной игры в день
Большинство взрослых пребывают в святой убежденности, что дети в детском саду только и делают, что «играют с другими детьми». Хорошо бы, конечно, но нет. Большую часть дня занимают «режимные моменты» и «занятия». Ни то, ни другое не является игрой! Свободная игра – это когда все рассыпались по комнате или детской площадке и делают, что хотят и с кем хотят. Это не безделье, а та деятельность, где формируются главные психологические «опоры» возраста: инициатива, способность выбирать, общаться, решать конфликты, вызревают игровые сюжеты. Короче, если вы привели ребенка в сад «за социализацией», как это принято нынче в родительской среде, то вот там она и происходит.
Внимание! Если свободной игры нет или ее очень мало, то и социализации нет. А есть всякая выученная беспомощность, которая вам не нужна.
Хорошо, если свободной игры у детей – от одного часа в день внутри помещения (считается суммарно за день) и еще минут 45–60 на улице. Минимум, совместимый с жизнью, – полчаса внутри и полчаса вне.
Теперь как родителю это увидеть?
Три способа:
а) посмотреть распорядок дня, который висит в раздевалке, и посчитать интервалы свободного времени;
б) прямо спросить у воспитателя. Диктую текст: «Скажите, пожалуйста, сколько времени в день дети в группе могут свободно играть?» Очень плохо, если такой вопрос вызовет агрессию, непонимание или ответ типа: «да что вы, какие игры! У нас сначала развитие речи, потом ИЗО, потом музыка, потом второй завтрак – и в раздевалку!» Хороший вариант: воспитатель улыбается и говорит с гордостью – «О, у нас есть полчаса до завтрака, потом еще минут 40 между занятиями и прогулкой, а потом еще целый час во второй половине дня после сна». Ну и масса вариантов между двумя описанными. У вас есть возможность оценить, к какому полюсу окажется ближе ваш педагог;
в) спросить у ребенка, особенно если ему уже пять и старше.
4. Внимательно посмотрите на работы (поделки), которые дети делают в группе (могут отдаваться на руки или висеть в раздевалке, но лучше, если оформляют групповое помещение)
Они должны быть разными у разных детей. Если они у всех всегда одинаковые, это значит, что дети вынуждены копировать образец педагога, а за «отход от образца» их скорее всего ругают. То есть самая хорошая работа это та, которая самая похожая. У такой педагогической убежденности есть исторические корни, сейчас не про них. Оставим на откуп специалистам. Родителям важен факт – разные или одинаковые. Может быть такое, что раз на раз не приходится. Оцените за неделю. Вас интересует большинство случаев. У ребенка должен быть выбор: что делать, чем делать, как делать и с кем делать. Если такого выбора не наблюдается, это плохо.
5. Формат праздников
Родитель минимум 4 раза в год присутствует на утренниках (НГ, 23.02; 08.03; 09.05). Праздники могут проводится в разных формах.
Плохо, если доминирующий формат – отчетный концерт. Это когда родители сидят, как в зрительном зале, а дети поют и танцуют, как на сцене.
В моменте это может выглядеть мило. Однако для большинства детей это сплошной стресс и никакой пользы. Причем стресс не только само выступление, но и многодневные репетиции перед ним: страх ошибиться, сделать хуже других, выматывающие повторения разных там куплетов и «па», нервничающие взрослые. Не надо вам этого.
Хорошо, если праздник представляет некую совместную с родителями и педагогами деятельность – общие игры, мастер-классы по изготовлению чего угодно, может, командные викторины.
Важный индикатор для родителя – есть ли на празднике общение и как у ребенка настроение – праздничное или как перед экзаменом. Праздник не должен превращаться в тяжкий труд.
5. А теперь самое интересное. Допустим худший вариант. Вы за неделю прошлись по чек-листу и поняли, что все плохо. Что делать? Легких решений тут нет, к сожалению. Узнавать про другие сады и группы внутри этого же сада.
Принимать решение о том, чтобы все же «забрать домой».
Или попробовать изменить ситуацию на месте, так как может оказаться удивительное: педагог думает, что именно так «строго, единообразно, дисциплинированно» надо как раз-таки родителям. Тут бы поговорить и прояснить позиции. Но путь это не простой.