4 марта Государственная дума приняла в первом чтении поправки в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» об уточнении параметров федерального бюджета.
Обычно корректировка основных параметров текущего бюджета происходит после оценки его исполнения в первом квартале, ближе к концу весенней сессии ГД, но сейчас речь идет о внеочередном рассмотрении, причем изменения охватывают весь трехлетний период бюджета.
Как подчеркнул председатель парламента Вячеслав Володин, «такая оперативность необходима для того, чтобы успеть реализовать весь пакет социальных инициатив из послания президента РФ Владимира Путина», поскольку многие социальные меры вступают в силу и, соответственно, должны быть профинансированы уже с 1 января нынешнего года.
В их числе – расширение программы материнского капитала на семьи, где родился первенец, и увеличение выплаты при рождении второго ребенка, совершенно новые ежемесячные выплаты малоимущим семьям с детьми от 3 до 7 лет. Также в этом году начнется реализация закона о бесплатном горячем питании для учеников начальной школы, школьные учителя начнут получать специальную надбавку за классное руководство, регионы получат субсидию на создание дополнительных мест в школах.
Два триллиона дополнительных средств на три года
Документ представил депутатам министр финансов РФ Антон Силуанов. Он отметил, что в соответствии с прогнозом, который был сделан на ближайшие 6 лет, мероприятия Президентского послания будут обеспечены финансовыми ресурсами на этот срок.
В результате расходы федерального бюджета возрастут в 2020 году на 162,7 млрд рублей, в 2021 году – на 556,9 млрд рублей, в 2022 году – на 677,6 млрд рублей. При этом сохраняется сбалансированность бюджета за счет роста его доходов: в 2020 году они увеличатся на 214 млрд рублей, в 2021 году – на 646 млрд рублей и на 755 млрд рублей в 2022 году.
Основные источники – нефтегазовая и другие отрасли экономики, а также сделка по приобретению правительством у Центрального банка пакета акций Сбербанка.
«Эти акции не продаются, они остаются в руках государства, но в них вкладываются средства Фонда национального благосостояния, которые будут приносить прибыль, и эти средства пойдут на реализацию мероприятий», – пояснил Антон Силуанов.
Кроме этого, планируется задействовать так называемые «условно утвержденные», то есть резервные и еще не распределенные расходы бюджета.
Самым финансовоемким направлением затрат станет расширение программы материнского капитала: на решение этой задачи в 2020–2022 годах будет направлено почти 599 млрд рублей.
На организацию бесплатного горячего питания учащихся начальной школы в 2020 году предусмотрено 21,8 млрд рублей, в 2021 и 2022 годах – по 43,6 млрд рублей.
На выплаты для поддержки семей с детьми от 3 до 7 лет в 2020 году будет выделено 120,3 млрд рублей, 218,9 млрд рублей – в 2021 году и 228,3 млрд рублей – в 2022 году.
На доплату за классное руководство из бюджета выделяется дополнительно 25,4 млрд рублей, а со следующего года эта сумма увеличится до 76,3 млрд рублей.
Как подчеркивалось в выступлениях на пленарном заседании, сумму в 5 тысяч рублей «чистыми» должны получить 800 тысяч классных руководителей, при этом все прежние региональные надбавки за классное руководство необходимо сохранить.
Кроме того, уже с этого года субъектам РФ будет предоставлена субсидия на создание дополнительных мест в школах. В 2020 году на эти цели регионам дополнительно выделят 19,3 млрд рублей, а с 2021 года – свыше 43 млрд рублей ежегодно.
При этом отмечалось, что до сих пор не просчитана точная потребность в дополнительных школьных местах (за основу взяты усредненные показатели), и остается нерешенной проблема ремонта школьных зданий.
В целом общий объем дополнительных затрат на реализацию социальных инициатив послания за три года оценивается в 2 трлн рублей, причем большую часть этих средств – около 1,8 трлн рублей – возьмет на себя федеральный бюджет и 190 млрд рублей – региональные бюджеты.
У депутатов сразу возник вопрос: откуда возьмутся средства в регионах, если в большинстве из них дефицитные бюджеты, а также имеются долги по кредитам?
Регионам будет оказана поддержка
«Одной из ключевых проблем, требующих первоочередного решения, остается стабильное экономическое неравенство регионов, – убежден член фракции “Справедливая Россия»” Александр Ремезков. – За последние 15 лет у правительства так и не дошли руки до реальной оценки расходных полномочий, переданных субъектам РФ с федерального уровня в ходе реформы разграничения полномочий. В результате население и бизнес мигрируют в Москву, Питер, Московскую область и нефтяные регионы, а в остальных регионах за эти годы сформировался устойчивый отрицательный демографический рост, увеличение числа граждан, живущих за чертой бедности, и безработных, низкие зарплаты бюджетников, нарастающий дефицит квалифицированных кадров в образовании и здравоохранении, не ремонтированные десятилетиями больницы и трехсменное школьное образование».
По его мнению, «многолетняя практика Минфина по внедрению стандартных модельных бюджетов с едиными для всех нормативами расходов так и не создала условий для решения насущных, жизненно важных проблем населения, которое проживает в субъектах РФ с низким уровнем бюджетной обеспеченности».
«Настало время отказаться от такой практики и прийти к четкому пониманию ситуации на местах с учетом специфики каждого региона, детальным изучением их проблем и выработке индивидуальных программ развития», – констатировал Александр Ремезков.
Не случайно в рамках рассматриваемого законопроекта о поправках в трехлетний бюджет дополнительно выделяется поддержка десяти регионам с низким уровнем социально-экономического развития, перечень которых был утвержден Государственной думой.
Это Республики Адыгея, Алтай, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Тыва, Чувашская Республика, Алтайский край, Курганская и Псковская области. Речь идет о выделении этим субъектам Федерации 10 млрд рублей ежегодно с 2020 по 2022 годы.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении к ним прибавится еще пять регионов – драйверов экономического роста, но при этом имеющих проблемы с убылью населения.
Также планируется существенно увеличить финансирование программы «Комплексное развитие сельских территорий», одна из составляющих которой – предоставление жилья на льготных условиях под 3% по ипотеке.
Вячеслав Володин поручил профильным комитетам Госдумы создать рабочую группу с целью мониторинга дефицита региональных и муниципальных бюджетов.
Механизмы доведения средств: четко и оперативно
Еще одна тема, которая волновала депутатов, связана со своевременным и четким механизмом доведения средств до получателей. Всем известно, сколько усилий потребуется, например, от малоимущих семей для сбора многочисленных справок, которые надо предоставить в органы соцзащиты или в МФЦ. Но, как заверил парламентариев Антон Силуанов, в настоящее время готовится специальный информационный ресурс, который позволит гражданам удаленно собрать все необходимые документы. Открытие портала запланировано на 1 июля текущего года.
Также не меньшее значение имеет исполнение бюджета. На заседании были приведены неутешительные цифры по итогам исполнения бюджета 2019 года: по данным Счетной палаты, по сравнению с 2018 годом объем неисполненных расходов увеличился в 1,4 раза, а остатки средств на счетах Федерального казначейства составили рекордные 13,3 трлн рублей.
Депутаты единогласно приняли в первом чтении поправки к бюджету на период с 2020 по 2022 годы.
В своем заключительном слове председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил уникальность социальной программы, предложенной президентом, но в то же время подчеркнул, что предстоит фундаментальная работа по настройке полномочий различных уровней власти и анализу причин демографических и экономических проблем в регионах и муниципалитетах.
Второе чтение законопроекта запланировано на 11 марта.