Базовые потребности
Часть вторая.
s02e02_Normatives: Pyramid
Пандемия уже здесь.
И надеяться избежать необходимости переходить на удаленку не приходится.
Итак, первые обязательные шаги по организации удаленного обучения уже предприняты: приказы изданы, договоры заключены, девайсы розданы. Что дальше?
Теперь важно, чтобы все заработало.
Программное обеспечение. Совместимость
Начать желательно с инвентаризации «железа» и «софта». Ведь разномастные десктопы, лэптопы, таблетки, наладонники и смартфоны, которыми будут пользоваться участники удаленного образовательного процесса, прошиты самыми разными «осями». У кого-то установлена Windows, у кого-то Mac OS, у кого-то IOS, у кого-то Android, а еще есть Unix, Linux, Ubuntu, BlackBerry… Несть им числа! Почему это следует знать? Потому что крайне важно, чтобы участники могли обмениваться материалами.
Если пропустить этот этап и не собирать информацию о программном обеспечении, то может оказаться (и случается это довольно часто), что файлы не открываются, картинки не грузятся, вместо букв какие-то кракозябры, видео без звука, крокодил не ловится и не растет кокос.
Руководитель образовательной организации, оказавшийся во главе этого разномастного воинства, должен обеспечить порядок и единообразие. На основе обобщенной информации следует выбрать наиболее массовый стандарт (предположительно это будет продукция Microsoft) и обязать всех использовать файлы утвержденных форматов (очевидно, привычные doc, docx, xls, xlsx, ppt, pptx и др.). Для тех, кто остался за бортом (офф-Office), следует рассмотреть альтернативный вариант(ы), например, разрешить слать файлы pdf или картинки. Будет идеально, если учителя смогут рассылать и собирать домашние задания в одном и том же виде, но практика показывает, что идеал недостижим, и задание, отправленное учителем в стандартном файле разрешенного вида, на проверку вернется в самых разных формах, вплоть до фотографий листочка с рукописным текстом ответов.
Часть вопросов снимается применением современных версий браузеров (Microsoft Edge, Mozilla Firefox, Opera, Chrome, Safari, Яндекс.Браузер и др.), которые не только отображают содержание веб-сайтов, но и могут использоваться для обмена файлами с серверами FTP, а также для непосредственного просмотра содержания файлов различных форматов: графических (gif, jpeg, png, svg), аудио-видео (mp3, mpeg), текстовых (pdf, djvu) и др. Отдельно радует, что в результате острой конкурентной борьбы браузеры стали бесплатными, и их дистрибутивы могут быть скачаны с официальных сайтов производителей. Некоторые государственные структуры дают ссылки на проверенные источники дистрибутивов, например, такой список можно найти на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации. Коллекция российских браузеров собрана тут.
Любопытно, что многие отечественные государственные ресурсы настроены под «старый» Internet Explorer, который более не поставляется в комплекте Microsoft и не обновляется, что доставляет неудобства пользователям с более актуальными программами.
Еще одна потенциальная неприятность заключается в том, что вместе с собственно программой-браузером можно установить целый букет приложений, которые производители буквально навязывают потребителю, а также можно получить перенастройку важных функций девайса: назначение домашней страницы, предпочитаемый поисковик, автоматическое перенаправление на определенные сайты в момент открытия браузера и прочие раздражающие мелочи. Избежать этого можно, внимательно изучая условия и сняв соответствующие галочки при установке.
Разумный руководитель делегирует вопрос унификации и совместимости квалифицированным специалистам, которые разрабатывают регламенты или протоколы взаимодействия пользователей с разным программным обеспечением, на основании которых составляются подробные и конкретные инструкции, которые утверждаются локальным актом и доводятся до сведения участников установленным в организации порядком.
Сообразительный руководитель ищет типовые документы по организации дистанционного образования или знает соседа, который уже нашел.
Эффективный исполнительный руководитель подключает свою образовательную организацию к рекомендованным ресурсам (площадкам, платформам, порталам и пр.), где квалифицированные специалисты заранее (долго и дорого) все проанализировали, согласовали и унифицировали, а теперь можно просто пользоваться результатами их труда.
В каждом из перечисленных вариантов есть свои риски.
В первом случае квалифицированные специалисты сделают хорошо, и решение будет предназначено именно для вашей организации, но это долго. И дорого.
Типовые решения могут не вполне отвечать запросу и подходить лишь для экстренного первого случая, следовательно, в процессе работы потребуется их адаптация и тюнинг. Что значит – снова понадобится помощь квалифицированных специалистов. А это дорого.
Массовые решения доступны широкому кругу пользователей, но их ресурса может просто не хватить на всех. И вместо подключения к МЭШ или РЭШ вы получите «ошибку 502». И это досадно.
Каналы связи
Поскольку начинать дистанционное обучение приходится не совсем уж с чистого листа, можно собрать и обобщить уже имеющийся опыт удаленки. Вероятно, учителя давно уже взаимодействуют друг с другом и с учениками одним или несколькими перечисленными способами:
– электронная почта;
– социальные сети (ВКонтакте, Facebook, Instagram, YouTube);
– мессенджеры (Skype, Telegram, WhatsApp, Viber, FB Messenger, Google Hangouts);
– форумы на различных сайтах, включая сайты образовательных организаций (для этой цели вероятнее используются ранее разработанные уникальные и/или неформальные, а не унифицированные официальные сайты) и персональные сайты учителей (которые массово создавались в целях аттестации и вот теперь могут пригодиться);
– чаты (в том числе видеочаты);
– конференц-коллы и др.
Многие учителя за годы работы в интернете уже набили шишки и собрали не только коллекцию ошибок, но и рецепты их профилактики. Например, правила электронной переписки, или правила сетевого поведения (интернет-этикета, сетикета), или порядок блокировки контактов, что плавно подводит нас к следующему вопросу.
Безопасность в сети
Ответственность за безопасность пребывания в сети учеников в ходе реализации образовательных программ лежит на руководителе образовательной организации.
Должны быть исполнены Федеральный закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в полном объеме, а также Федеральный закон № 139-ФЗ от 28.07.2012 «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части «ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
И с этим возникают огромные проблемы, поскольку в стенах образовательной организации может быть произведена фильтрация контента согласно «Единому реестру доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», а для учеников, осваивающих образовательные программы удаленно с собственных девайсов с установленными на них разными операционными системами и получающими доступ в интернет через различные браузеры с разнообразных IP и, возможно, даже через VPN, сделать это технически невозможно.
Предусмотрительные руководители образовательных организаций разрабатывают и принимают локальные нормативные акты о перераспределении ответственности за соблюдение требований № 436-ФЗ и № 139-ФЗ на время осуществления образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий на родителей или официальных представителей несовершеннолетних обучающихся в соответствии со ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации.
Также опытные руководители образовательных организаций констатируют обязанность родителей устанавливать на девайсы детей с доступом в интернет программы защиты, но не перечисляют никакие платные программы в локальных нормативных актах, поскольку это может быть расценено как нарушение антимонопольного законодательства.
Антивирусная защита с одной стороны способствует сохранности работоспособности компьютеров (как имущества образовательной организации), но с другой – требует средств на приобретение и плату за использование. Бережливый руководитель образовательной организации принимает решение о выборе платных или бесплатных программ с учетом мнения квалифицированных экспертов, опубликованных солидными СМИ.
Подводя итог
Образовательной организацией рассматривается возможность использования различных ресурсов для организации дистанционного образования на всех этапах от размещения учебных материалов до текущего контроля и промежуточной аттестации при реализации образовательных программ. Органы управления образовательной организацией в установленном порядке согласуют предложения с педагогами, учениками, их родителями, учредителем и другими заинтересованными сторонами. Решение фиксируется в виде локального нормативного акта согласно номенклатуре дел (чаще всего это «Положение о…»). После принятия документа (надлежащим образом), его содержание доводится до всех участников образовательного процесса (установленным порядком). Администрацией образовательной организации проводится работа по приведению в соответствие действующих локальных нормативных актов и соглашений, связанных с вновь принимаемым документом (режим занятий обучающихся, положение о порядке текущего контроля и промежуточной аттестации, правила внутреннего трудового распорядка, система оплаты труда, трудовые договора сотрудников, договора на оказание образовательных услуг, должностные инструкции и пр.), после чего нормативный акт вступает в действие.