Нормативные новеллы // Статья

Нормативка на удаленке: стресс и иммунитет

Шла третья неделя работы без выходных.

Нормативка на удаленке: стресс и иммунитет

Пандемия уже здесь.

Каждый вечер во всем мире миллионы запертых в собственных квартирах людей аплодируют медикам, которые спасают жизни, ежеминутно рискуя при этом собственным здоровьем. Человеческая жизнь не на словах, а на деле признана величайшей ценностью. Страны одна за другой предпринимают беспрецедентные меры по обеспечению выживания своих граждан: выбраны разные стратегии, но повсюду привлекаются огромные средства на борьбу с инфекцией, и граждане осознанно жертвуют личным благополучием ради сохранения жизни другим. Мы благодарны тем, кто сражается с вирусом на передовой, но важно не забывать, что любая война заканчивается, рано или поздно, так или иначе. И важно не просто дожить до победы, но быть готовым возрождать мир из руин (ну ладно, не мир из руин, а экономику из кризиса, но это не менее важно).

Проходя с разной скоростью стадии от отрицания до принятия, система образования постепенно переходит на обучение онлайн.

Что важно сделать прямо сейчас, а с чем можно повременить?

Спасение рядовой Мариванны

s02e04_Normatives: Pyramid

После продления нерабочих дней до 1 мая руководителям образовательных организаций следует не только организовать образовательный процесс по приказу Министерства просвещения исключительно в электронной информационно-образовательной среде и наладить новые рутины, но и обеспечить безопасные условия для жизни и здоровья обучающихся и работников образовательной организации в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 273-ФЗ.

Главной ценностью образования являются педагоги. Живые люди со своими особенностями, преимуществами, недостатками и – увы – болячками. Экс-министр Ольга Васильева в ходе выступления на пленарной дискуссии «Благополучие детей в цифровую эпоху» в апреле 2019 года сообщила, что средний возраст российских педагогов превышает 50 лет, что само по себе служит фактором риска в нынешней пандемии. Как будто возрастного фактора риска недостаточно, многие из них страдают профессионально обусловленными заболеваниями воздушно-дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, эндокринными расстройствами и прочими малоприятными нарушениями здоровья. Чтобы сберечь жизни наших бесценных и многоуважаемых Марьиванн, следует предпринимать самые решительные меры по изоляции их от источников инфекции – это раз, и укреплению их иммунитета – это два. Однако по не вполне понятным причинам некоторые руководители, несмотря на реально существующие угрозы здоровью и даже жизни, настаивают на присутствии педагогов в стенах учебных заведений. Петиция с требованием удаленной работы набрала уже более 37 000 подписей.

Решительный руководитель как боец принимает сегодняшние вызовы, но при этом как опытный военачальник выстраивает не только фронтир, но и запасные линии обороны, пути отступления и обязательно надежные тылы. И вовремя обновляет локальную нормативную базу.

Прагматичный руководитель как медик знает, что профилактика эффективнее лечения, поэтому следует рекомендациям Минздрава, максимально изолирует работников, пользуется возможностью перевести их на удаленную работу в соответствии с разъяснениями Минтруда.

Дальновидный руководитель, как древнекитайский мудрец, в полной мере превращает кризис в возможность, не изобретая велосипед, а включая в обойму образовательных практик коллектива наработки уже существующих онлайн-платформ для системных комплексных решений.

А заботливый и ответственный руководитель как глава клана/вождь племени/настоящий лидер (выбрать?) прилагает максимальные усилия, чтобы погружение сотрудников в электронную информационно-образовательную среду было по возможности не травмирующим и максимально безопасным, поскольку многочисленные исследования установили обратную корреляцию между уровнем стресса и защитными свойствами иммунной системы.

Советы руководителю, как защитить Мариванну

  1. Всячески поддерживать и хвалить за любые, даже самые небольшие, достижения в онлайн-обучении, чтобы создавать необходимый эмоциональный фон для поддержания достаточного уровня иммуноглобулина.
  2. По возможности не вмешиваться в процесс освоения и адаптации новых инструментов.
  3. В трудных ситуациях (лучше – по прямому запросу, но можно и превентивно) предоставлять доступ к квалифицированной помощи.
  4. Максимально оградить от формальных проверок и по возможности защищать от потока неизбежных в сложившейся ситуации негативных оценок со стороны родителей и (или) коллег.
  5. Сократить любые не первоочередные функции (переписывание программ, отчеты, долгие планерки и пр.).
  6. Ограничить обязательные часы «отсиживания» и позволить использовать личные сильные стороны: пусть блестящие лекторы начитывают, а завзятые диспутанты обсуждают, а талантливые демонстраторы показывают, так появится возможность не только сберечь силы каждого отдельного педагога, но и оптимизировать процесс работы команды на общий результат.
  7. Свято соблюдать трудовой кодекс, не допускать переработок и предоставлять свободное время, в которое каждый найдет чем заняться.

Чек-лист руководителя образовательной организации по обеспечению безопасных условий жизни и здоровья работников образовательной организации

P.S.: Дорогая Марья Ивановна!

Мы Вас очень любим. В это трудное время постарайтесь лишний раз не волноваться. Берегите себя и будьте здоровы!!!



Новости





























































Поделиться