Дистанционные технологии в России развиваются весьма своеобразно. По логике вещей должно быть так: ограниченное применение в начальной школе, более широкое в основной, полноценное в старшей и, конечно, создание электронных университетов, которые действуют во всех развитых странах, но не в России. В нашей стране их нет по одной простой причине: они не вписываются в отечественное бюрократическое законодательство.
На самом деле школа оказалась едва ли не впереди высшего образования по возможностям электронного обучения, однако не вся, не везде и не обязательно на самом высоком уровне.
Считается, что лучше всех к онлайн-обучению подготовлены московские школы.
Существует, как известно, специальный ресурс – Московская электронная школа.
В столице все школы обеспечены необходимой компьютерной техникой, а учителя в достаточной степени подготовлены к тому, чтобы реализовать дистанционное образование.
Однако даже в Москве возникают трудности. Во-первых,дистанционное обучение будет успешным только в том случае, если мотивированы все участники этого процесса – дети, учителя и родители (в противном случае дети будут воспринимать данный формат обучения как очередные каникулы, не более того). Во-вторых, всегда существуют определенные технические проблемы: у кого-то из учеников во время удаленного урока вдруг прерывается связь с Интернетом. В-третьих, понятно, что далеко не все задания можно выполнить в дистанционной форме, поскольку требуется развитие устной речи, практических навыков и так далее.
Короче, качество дистанционного образования хуже, чем живое общение в классе.
Что же касается других российских регионов, в особенности сельских школ, то едва ли не половина из них не имеет широкополосного Интернета.
Задача подключения школ к высокоскоростному Интернету должна решаться в течение ближайших лет.
В сложившейся ситуации дистанционное обучение, конечно, лучше, чем ничего, но надо понимать, что его качество в таких условиях неизбежно будет падать.
Особая тема – подготовка к ЕГЭ. Недавно мне довелось встречаться со старшеклассниками хорошей столичной школы: почти каждый сказал, что занимается с репетиторами.
Индивидуальные занятия с репетиторами по Skype могут оказаться более эффективными по сравнению с аналогичными уроками, которые проводит учитель с целым классом.
В заключение хочу добавить ложку меда: перевод школ и вузов на карантин показал, что развитие электронного обучения – это насущная необходимость.
Надеюсь, мы сделаем правильный вывод из этой ситуации:дистанционные технологии в образовании будут совершенствоваться в школах и вузах, и у нас наконец появятся электронные университеты.