Аналитика // Статья

Don't panic: как перевести школу на дистант и не облажаться


Don't panic: как перевести школу на дистант и не облажаться
Фото: mir-s3-cdn-cf.behance.net

Началось всероссийское боевое тестирование школ на способность к изменениям.

Директора пытаются оценить масштаб катастрофы, педагоги пытаются прочувствовать себя в новой роли. Бизнесы открывают свои ресурсы и получают мощное промо, эксперты и консультанты рекламируют свои услуги. Родители пытаются понять, куда бежать. Дети радуются.

Виртуальная доска объявлений пестрит сообщениями: «Расскажу, как построить дистанционку», «Помогу стать сетевым педагогом XXI века», «Создам образовательную платформу под ключ».

О, эта ирония. Из всех сфер образования до недавнего времени проникновение онлайн и дистанционных технологий было самым низким именно в сферах дошкольного и общего образования. И тут пришел Covid-19 и дал системе общего образования волшебный пинок.

Уже сейчас школы сталкиваются с повышенной нагрузкой на сети, цифровые инструменты и сервисы. Заложенный ресурс в новых реалиях оказался неустойчив.

В общем, вопросов и проблем много. Давайте отбросим мифы и панику и попытаемся разобраться в том, что все-таки нужно, чтобы российской школе перейти на дистанционное обучение.

Но сначала договоримся о терминах. Если говорить про обучение с помощью цифровых инструментов, можно выделить такие формы и методы, как электронное обучение, дистанционное обучение, смешанное обучение, онлайн-обучение и пр.

В этой статье я не буду дискутировать о терминологии, а сосредоточусь на технологиях, технических требованиях и инструментах, которые позволяют школе «выйти в сеть» быстро и с минимальными потерями. То есть буду говорить в основном о дистанционном обучении с примесью электронного, в котором в любом случае есть педагог.

Итак, поехали.

Шаг 0. «Без паники»

На титульном листе «Путеводителя по галактике» Дугласа Адамса выведена надпись: “Don’t panic”. Не игнорируйте этот шаг. Вы не потеряете работу. Вы останетесь востребованным педагогом. Школу не закроют.

Пандемия коронавируса – это сильнейший стимул к переоценке ценностей, приоритетов и процессов.

У вас есть уникальная возможность автоматизировать то, что можно автоматизировать, сэкономить кучу времени и сил, которые вы тратили впустую, переоценить свой подход к преподаванию и управлению образовательным процессом. У вас даже есть возможность развить свой авторский подход к преподаванию в «цифре», запустить процесс создания «школы будущего», о которой все говорят, но никто не делает. Это можете сделать только вы. В помощь – большое количество инструментов, которые уже давно созданы и реально работают.

Многочисленные исследования уже доказали, что дистанционное обучение не уступает по эффективности очному.

Шаг 1. Понять, как будет выстроена образовательная программа в дистанционном формате

Самое простое – оставить все как есть. Скорее всего, вы так и захотите сделать, если у вас мало опыта в организации дистанционного обучения. И, возможно, на первых порах так и нужно сделать, чтобы понять, что с этим подходом не так.

Перенесите существующую образовательную программу в онлайн на тестовый период, скажем, на неделю, но с некоторыми оговорками:
  • Удержать внимание ребенка в онлайне гораздо труднее, тем более с самого утра. Методы вроде «ты должен, потому что надо» на детях не работают.
  • Механизм интерактива и обратной связи на уроках будет совсем другим.
  • Взаимодействие «ученик-ученик», «ученик-педагог», «педагог-педагог» окажется намного важнее, чем фронтальное представление материала.
  • Принцип и способ постановки задач тоже меняется: теоретическое освоение темы должно быть необходимо только для целей решения задачи, которая интересна ребенку.
После тестирования у вас появится немало идей, каким образом можно адаптировать программу:

– как изменить расписание, как переструктурировать/объединить/разделить привычные классы и перейти к деятельности в малых группах, а фронтальные форматы (лекции, трансляции) – наоборот, давать оптом – не для 25 человек за раз, а для 500;
– что конкретно из содержания можно автоматизировать, а что – трансформировать в другие форматы. Например, для повышения мотивации детей вместо чтения учебника можно использовать событийный формат, а там, где идет речь о теоретическом освоении темы, записать короткие лекции (или обратиться к уже готовым ресурсам);
– где и как выстроить межпредметность и метапредметность;
– какие инструменты добавить к уже существующим. Например, вы поймете, что вам не хватает инструментов для практической деятельности, проведения лабораторных работ, практикумов, мастер-классов. И тут нужно будет либо искать эти инструменты (ниже в статье будут примеры), либо менять сам формат.

Шаг 2. Понять организационную схему

Организационная схема – это то, где будут находиться ученики и педагоги в момент обучения и как они будут друг с другом взаимодействовать.

На карантине есть два варианта: педагоги ведут уроки из школы или из дома. Это важно главным образом потому, что директору школы придется организовывать рабочее место педагога. Если педагог будет работать из дома, нужно соблюсти необходимые технические требования.

Если вы будете пользоваться внешними ресурсами для организации обучения, такими как Skype, Zoom, Webinar.ru или внешними системами и инструментами управления обучением, каждому пользователю (педагогу и ученику) понадобится компьютер/ноутбук с веб-камерой и наушниками с микрофоном, около 5–10 Мбит/c скорости приема и 512 Кб/c скорости передачи. И, разумеется, обновленные операционные системы и современные браузеры. На данном этапе желательно выбирать платформы и сервисы известных поставщиков, чтобы избежать сбоев работы из-за высокой нагрузки на серверы.

Шаг 3. Понять, чего вы хотите от онлайн-инструментов, ресурсов и сервисов

В общем виде список может быть такой:
  • проведение видео- и аудиотрансляций с возможностью захвата экрана и показа файлов и презентаций;
  • создание чатов с возможностью разделения по группам;
  • предоставление доступа к внешним тренажерам, практикумам, лабораторным работам, мастер-классам и т.д.
  • создание и изменение расписания;
  • управление пользователями;
  • создание рассылок пользователям;
  • создание и назначение тестов и оценочных мероприятий;
  • возможность обмена файлами разных форматов;
  • управление доступом разных участников к разным типам контента;
  • получение информации об успеваемости.

Шаг 4. Подобрать инструменты

Все функции, указанные выше, уже есть в системах управления обучением (LMS), таких, как Moodle, iSpring, Teachbase, Mirapolis и других. LMS можно организовать как на своем собственном сервере (Moodle), так и воспользоваться облачными серверами существующих поставщиков (iSpring, Teachbase, Mirapolis и др.). Во втором случае вы просто оплачиваете подписку, настраиваете систему под свои нужды и начинаете пользоваться. Если же вы запускаете LMS на собственном сервере, например, Moodle, вы получаете больше возможностей для индивидуальной настройки системы, но ограничиваете производительность системы (например, количество обращений к единице контента) мощностью своего локального сервера. Кроме того, процесс установки и настройки LMS на локальный сервер более сложен и требует специальных знаний и навыков. Для этого лучше заручиться поддержкой как минимум системного администратора.

Но что, если у вас недостаточно времени (да и компетенций), чтобы полноценно настроить и запустить LMS? Какие инструменты сейчас вы можете использовать для решения разных задач?

Проведение видео- и аудиотрансляций с возможностью захвата экрана и другими функциями:
  • Webinar.ru
  • Skype
  • Zoom.us
  • BigBlueButton
  • Google Meet Hangouts (нужен аккаунт GSuite)
  • eTutorium
  • WebEx
  • Pruffme
  • ClickMeeting
  • MS Teams (нужен тарифный план А1 – для образовательных организаций)
  • VK.com
  • Youtube
Создание чатов с возможностью разделения по группам:
  • VK.com
  • Facebook
  • Telegram
  • Whatsapp
  • Zoom.us
  • WebEx
  • MS Teams
  • Slack
Предоставление доступа к внешним тренажерам, практикумам, лабораторным работам, мастер-классам, другому контенту:
  • МЭШ
  • РЭШ
  • Фоксфорд
  • Uchi.ru
  • Якласс
  • Яндекс.Учебник
  • Interneturok
  • Skyeng
  • Яндекс.Практикум
  • Научно-популярные блоги
Создание и изменение расписания:
  • МЭШ
  • Webinar.ru
  • Google-календарь
  • MS Teams
  • Zoom.us
  • Trello (удобно работать с детьми над проектами)
  • Google Class
Управление пользователями (работа с постоянной базой пользователей: редактирование, удаление, управление доступом):
  • МЭШ
  • MS Teams
  • MS Excel
  • Slack
  • Pruffme
  • WebEx
  • VK.com
  • Facebook
  • Google Class
Создание рассылок пользователям:
  • Webinar.ru
  • Zoom
  • MS Teams
  • Google Meet Hangouts
  • WebEx
  • Unisender, Mailchimp и др. сервисы рассылок
Создание и назначение тестов и оценочных мероприятий:
  • Google Forms
  • Classmarker
  • Let’s Test
  • Pruffme
Возможность обмена файлами разных форматов:

Почти везде

Управление доступом разных участников к разным типам контента:
  • Google Class
  • MS Teams
  • Slack
  • Фоксфорд
  • Uchi.ru
  • Якласс
  • Яндекс.Учебник
Получение информации об успеваемости:
  • Google Forms
  • Classmarker
  • Let’s Test
  • МЭШ
  • Фоксфорд
  • Uchi.ru
  • Якласс
  • Яндекс.Учебник
  • Pruffme
  • Google Class

Конечно, в действительности инструментов намного больше. У всех разный функционал и возможности. И если от одного взгляда на эту таблицу вам становится плохо, попробуйте начать с малого – соединить педагога и ученика через простые инструменты проведения вебинаров и видеоконференций. Потом может прийти понимание, что можно вести базу ваших пользователей не в Excel, а внутри самой системы обучения, быстро распределять роли и доступы в системе, смотреть учебную аналитику и не бегать для этого от одного инструмента к другому. Словом, если вы решите сохранить дистант в школе, вы точно захотите перейти на LMS.

Шаг 5. Рефлексия и еще раз рефлексия

Ставьте KPI, оценивайте, рефлексируйте на каждом шагу. Так у вас будет возможность не просто «перетерпеть» карантин, но полноценно запустить дистанционное обучение в школе на постоянной основе.

И еще раз.

Не волнуйтесь. Все равно все будет не так, как вы планировали.




Новости





























































Поделиться