Продолжаем публиковать статьи учителя Веры Правдиной о проблемах современной школы.
Очень хочется спокойно работать, общаться с ребятами, радоваться успехам и огорчаться неудачам!
Учителя уже устали бояться разных реформ, устали бороться с несправедливостью, но учительская война за умную и хорошую школу продолжается...
Так же, как все?
Закон об инклюзивном (удивляюсь, что не нашлось русского слова) образовании приняли: извольте обучать!
Об инклюзивном образовании в последнее время очень много говорится и пишется, но конкретно ничего не делается!
Инклюзивное, т.е. включенное (с англ. «включенность», «вовлеченность») образование – это специально организованный образовательный процесс.
Нас хотят убедить, что инклюзивное образование – это передовая система, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье.
А раз есть особые потребности, то и условия должны быть особые.
Есть только указания, рекомендации и т.д. и т.п., а обычная школа продолжает работать в обычном режиме.
Закон требует вести образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
А в классе уже по 38 человек – норма! И достаточно всего одного «особенного» ребенка в классе, чтобы увидеть «плоды» закона.
Был у меня в классе «особенный» мальчишка, очень добрый и наивный. Это был 9-й класс, он плохо читал по слогам, писал очень медленно и очень непонятно, домашнюю работу просто списывал. Учился в школе с 1-го класса, но уже в 3-м классе все поняли: школьная программа для него очень трудна. Мама все понимала, но время для коррекции образования было потеряно. Естественно, начиная с 3-го класса, учился мальчишка с большим трудом, по всем остальным предметам ничего понять не мог. Класс был хороший, ребята его не обижали, и в этом ему повезло.
И без всякой справки было видно, что он «особый».
Мама отказывалась справку делать, считая, что все нормально, «3» ставят...
С 3-го класса и до самых экзаменов проиграл мальчик в детские машинки, уж очень он их любил.
В июне получил аттестат, как все!
Вот такая печальная история, но со счастливым концом. Дедушка мальчика научил его работать руками.
И сейчас мой «особенный» ученик занимается ремонтом обуви, клиентов у него много. Женился, родился ребенок.
Каждый год по телефону поздравляет меня с Новым годом! И спасибо дедушке!
Закон есть, а финансирования нет!
Вывод напрашивается сам собой. Зачем запихивать ребенка с определенными трудностями в обучении в массовую школу?
Чтобы окончательно убить у ребенка веру в свои силы, убить его самооценку и заодно упустить бесценное время для полноценного образования по специальным программам, учебникам, пособиям?
Если родители не имеют специального образования, вряд ли они смогут помочь своему ребенку.
Есть у меня и сейчас в моем 5-м классе «особенный» ребенок. Программу массовой школы пока усваивает, но тяжело и трудно ему все дается. А я однозначно считаю, что учение должно быть в радость, а не в тягость.
В этом моя задача и мой профессиональный долг.
И наш «особенный» очень мешает обычным детям своими истериками, плевками, кулаками...
При обучении в классе «особенного» ребенка некоторые обычные ученики начинают вести себя гораздо хуже.
Потому что в чем смысл инклюзии?
Он такой же, как ты, он ничем не отличается. Следовательно, ребята в классе начинают думать: раз он обычный и может кричать на уроке, убегать из класса, плеваться, кидаться в учителя из-за плохой отметки (а он непременно хочет «5»), то это вариант нормы, а раз это нормально, то почему бы и мне не заорать, не оскорбить учителя.
И обычный ребенок будет наказан за такие действия, а «особенному» ученику все можно. Получается несправедливость и перекос.
А знаете, как обычные дети относятся к «особенным»?
В лучшем случае никак. В худшем – начинается травля.
В обычных школах учителя не готовы ни психологически, ни профессионально, ни методически к работе с такими детьми.
В школе основное – получение образования, а многие «особенные» дети не тянут программу школы наравне с обычными детьми.
Школе, чтобы работать в «режиме инклюзии», надо иметь в штате логопедов, дефектологов, психологов и приличное количество тьюторов.
И получается, что закон есть, а финансирования нет!
В законе прописано: «Должна быть создана образовательная среда, адаптированная под конкретные особенности конкретного ребенка». А в школе у нас 1500 учеников, а должно быть 900!
Кто и как будет создавать эту образовательную среду?
С другой стороны – почему обучение «особенного» ребенка должно проходить за счет неудобств, а иногда и опасности, которой подвергаются обычные дети?
Большинство «особенных» детей не могут учиться по общей программе. Все понимают, что учителю при 35–38 учениках в классе просто физически невозможно обеспечить индивидуальный подход к «особенному» ученику.
В школах никаких других специалистов нет и в ближайшем будущем не предвидится.
Думаете, до закона у нас в школах «особенных» не было? Были!
И никого ничего не волнует – учи как хочешь, «2» ставить нельзя. А кому от этого лучше?
Инклюзия провалилась
Наши «особенные» дети никуда не делись, теперь их пытаются интегрировать в общее образование, называя это красивым словом «инклюзия».
Но для этого требуются специальные программы, методы обучения, специальные технические средства, специальное медицинское обслуживание. Это все было в специальных и вспомогательных школах, но оптимизация в образовании уничтожила большинство таких школ.
Эти школы за десятилетия разработали уникальные методики обучения детей.
Вспомним Советский Союз – в каждой школе был коррекционный класс. А все внеклассные мероприятия проводились вместе.
Думаю, что коррекционный класс в обычной школе – это лучшее решение. Лучше ребенку быть успешным в коррекционном классе, чем неуспешным в обычной школе. И главное при выборе школы – надо учитывать возможности ребенка, потянет ли он программу. Главное – не навредить!
Инклюзивное образование вылилось не только в экономию на специальных школах, но еще и может снизить уровень подготовки обычных ребят, оторвать от них время учителя.
Конечно, гораздо дешевле загнать всех в один класс и гордо махать лозунгом инклюзивного образования.
А то, что разные дети могут и должны жить в общей среде – это аксиома жизни.
Думаю, что все надо решать индивидуально. Одному ребенку по силам общая школа, другому – вспомогательная, третьему – специальная.
Один может сразу влиться в коллектив, а другой закрывается от всего общества, один может воспринимать слова учителя и с плохим слухом, а другой и со здоровыми глазами и ушами не слышит и не видит. И не надо экономить на здоровье и образовании детей! Грех!