Качество образования // Тема дня

Режиссеры своей судьбы


Режиссеры своей судьбы
Фото: pinterest.at

Cейчас граждане России имеют право обучаться за счет бюджетных средств в вузах только при выполнении двух условий: если они прошли конкурс и если высшее образование они получают впервые.

Однако деятели культуры уже давно борются за право получения второго бесплатного высшего образования для специалистов в области искусства и литературы. Свою позицию они аргументируют тем, что стать режиссером или писателем невозможно сразу после школы: необходим жизненный опыт. Но для многих плата за обучение становится непосильной, и талантливым людям часто не удается реализовать свое призвание.

Сдвинуть решение давней проблемы с мертвой точки позволила встреча президента Владимира Путина со студентами и мастерами ВГИКа в октябре 2019 года.

По его поручению Министерство культуры России разработало законопроект, который позволит россиянам получить бесплатно второе или последующее высшее образование в области искусств. Документ, опубликованный на федеральном портале, в настоящее время находится на согласовании в Министерстве высшего образования и науки. Законопроект не ограничивает число граждан, которые смогут повторно получить бюджетное место в вузе. В документе сказано, что такую привилегию получат «лица, имеющие высшее профессиональное образование», успешно прошедшие конкурс. Финансирование будет осуществляться за счет бюджетов трех уровней: федерального, регионального и муниципального.

Отмечается, что перечень этих специальностей и направлений подготовки, а также вузов должно утвердить правительство отдельным актом. Предполагается, что возможность получать бесплатно второе или последующее высшее образование будет предоставлена режиссерам театра, кино и телевидения, дирижерам, композиторам, литературным работникам и переводчикам художественной литературы.

Из монтировщиков – в писатели

Биографии современных творческих людей свидетельствуют о том, что свое призвание они находят не сразу.

Например, писатель Роман Сенчин, произведения которого отмечены многочисленными премиями («Литературная Россия» (1997), «Эврика!» (2002), «Ясная Поляна» (2014) и другими), поступил в Литературный институт имени А.М. Горького в 1996 году в возрасте 24 лет. До этого были попытки учиться в пединституте, в строительном училище, но до диплома дело так и не дошло. Зато успел два года отслужить в погранвойсках, поработать монтировщиком и вахтером в драматическом театре, сторожем, дворником.

«Я был не очень подготовлен по школьным предметам, но успешно прошел творческий конкурс, мои рассказы понравились Александру Рекемчуку, – отметил в интервью “ВО” Роман Сенчин. – Я поддерживаю этот законопроект, потому что в творческие вузы следует принимать людей с жизненным опытом, которые что-то повидали на своем веку, где-то учились. Сейчас же в основном туда идут после школы, и потом многие работают не по специальности, а кто-то учится просто ради диплома».

«Мне могут возразить, что Толстой и Достоевский не получали специального “писательского” образования, но в Литинституте не обучают технике написания текстов, а приобщают к культуре, дают образование в широком смысле этого слова, – говорит писатель. – Большое значение имеют среда, общение между людьми, имеющими одинаковое призвание. Для этого и были задуманы творческие вузы – собирать по всей России молодых, талантливых от природы людей, приобщать к культуре, а потом отправлять в жизнь, в люди…»

«Второе высшее бесплатное образование по творческим специальностям обогатит нашу культуру», – убежден Роман Сенчин.

«Новый законопроект – шанс для “докторов с тетрадкой”»

Так считает писатель, драматург, доцент кафедры творчества Литературного института Фарит Нагимов (творческий псевдоним Фарид Нагим).

Вот уже несколько лет он работает в приемной комиссии Литературного института, а также пишет рецензии на произведения выпускников и видит, как писатели год от года молодеют, а их творческий уровень падает. О том же говорят и представители жюри различных премиальных конкурсов. По его словам, «молодым сочинять еще не о чем, а взрослым и опытным – уже не позволяют быт и судьба».

«Многие люди, являясь профи в какой-либо утилитарной области, на самом деле, так сказать, поцелованы богом совершенно в другом месте и могут дать этому миру намного больше, – утверждает Фарит Нагимов. – Явные и счастливые, скажем, тому примеры – доктора Чехов и Булгаков, инженер Гарин-Михайловский и др. А сколько ныне таких безвестных докторов, инженеров, юристов и бухгалтеров, талантливых в каком-либо виде художественного творчества, но сомневающихся, робких и неумелых в своих начинаниях. Кто развеет их сомнения, кто поддержит? Кто, так сказать, взыскует талант и огранит его? Ведь часто наше общество этот талант воспринимает как гордыню, желание выделиться или же просто болезнь. И что делать “доктору с тетрадкой” (так, кстати говоря, называли Веронику Тушнову), которую отец заставил стать врачом! Слава богу, что она даже на фронте сохранила эту тетрадочку, а бойцы оценили стихотворения, которые она им оттуда зачитывала. Слава богу, что она поступила затем в Литературный институт! А другие доктора и архитекторы с тайной тетрадкой, боюсь, не найдут поддержки в наше, сами знаете какое, время. Платить за второе высшее – кажется смешно, нелогично, да? А нашему Литу как раз и нужны взрослые, созревшие люди с опытом жизни!»

Вслед за призванием

Не менее нужны и важны для театра и кино режиссеры с жизненным опытом, осознавшие свое призвание.

Режиссер, телеведущий, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор и заведующий кафедры режиссуры Театрального института им. Б. Щукина, заведующий кафедрой эстрадного искусства Российского университета театрального искусства, актёр театра им. Вахтангова Михаил Борисов не сразу осуществил свою мечту. Однако о том, чтобы Михаил после школы поступал в театральный институт, его отец даже слышать не хотел. К сценическому искусству он относился скептически – говорил, что только один из ста выбивается на какие-то достойные роли, остальные ведут нищенский образ жизни.

Михаил послушался отца и поступил в Горный институт.

Там он принимал активное участие в спектаклях студенческого театра «Бригантина» и стал звездой КВН. Получив диплом, он был направлен по распределению на работу в проектный институт, но его инженерная карьера так и не сложилась: в основном он занимался подготовкой праздников.

А после этого поступил на режиссерское отделение Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина, в котором обучался бесплатно, поскольку в советские времена эта привилегия была доступна каждому.

Конечно, законопроект о втором бесплатном высшем образовании Михаил Борисов поддерживает и приветствует.

«Деятели культуры многократно направляли в правительство письма о том, что нельзя считать режиссерское образование вторым – это продолжение образования актера, который принимает решение стать режиссером. И если этот закон не будет принят, будет подорвана питательная среда (а она уже подорвана) режиссеров русского драматического театра», – убежден Михаил Борисов.

По его мнению, получить такую профессию за свои средства при средней зарплате театрального актера 12–15 тыс. рублей невозможно, поскольку дневное обучение обходится в 470 тыс. рублей в год, а заочное – порядка 100–150 тыс. рублей.

«Этот закон давно надо было бы принять, потому что он вытекает из самой театральной практики и жизни», – заключает Михаил Борисов.

Подтверждением этого служит судьба Заслуженного учителя России, директора центра образования № 686 «Класс-Центр», победителя первого конкурса «Лидер образования России» Сергея Казарновского.

Выход в открытый космос

Сергей Казарновский в 1976-м окончил Московский инженерно-строительный институт, поступил в аспирантуру, пошел работать на завод… и начал ставить спектакли.

Очень скоро он понял, что заниматься производством цемента и прокладкой труб ему неинтересно, и написал заявление об уходе: «Прошу освободить меня от занимаемой должности в связи с переходом в отряд космонавтов».

Но это была, конечно, шутка, в которой была и доля правды: уйдя из профессии, он, по его собственному признанию, оказался как будто в открытом космосе. Но очень скоро нашел свое призвание не только в театре, но и в педагогике.

В 1981 году он пришел работать в школу № 69 и вместе со своим другом, учителем английского языка Сергеем Лойко организовал там театральную студию. В 1985 году Казарновский поступил на режиссерское отделение Театрального училища им. Щукина, а в 1989 году получил диплом режиссера драмы. В период учебы в институте он ставил спектакли со школьниками, побеждая в различных театральных конкурсах и международных фестивалях: в США, Люксембурге, Франции, Голландии, Ирландии и других странах.

В начале 1990-х Сергей Зиновьевич создал Школу-комплекс № 686 «Класс-центр», где наряду с привычными предметами преподавались музыка, актерское мастерство, живопись, словотворчество и «истории про театр». Занятия проходили в помещении Дворца творчества «На Миуссах», а параллельно шло строительство школьного здания на Большой Академической улице.

Стройка продолжалась шесть лет, и тогда Казарновскому очень пригодились его инженерные навыки. Так появилась построенная по индивидуальному проекту авторская школа Сергея Казарновского с двумя театральными залами, художественной мастерской и галереей, музыкальными классами, кафе для учителей и гостевым холлом для родителей.

Мечта воплотилась в реальность благодаря не только его природному таланту и решительности, но и возможности получить второе высшее образование бесплатно.

«Достучаться до человека»

Художественный руководитель театра МОСТ Евгений Славутин считает, что «гуманитарное образование нужно всем, поскольку ядром гуманизма является культура, а ядром культуры – литература и театр, потому что это самые древние виды искусств, с помощью которых проще всего достучаться до человека».

И такое образование – правда, не высшее, а дополнительное – дают в театре «Мост», чтобы помочь молодым начинающим артистам освоить творческую профессию.

«Два раза в год мы набираем группу в 35–40 человек и абсолютно бесплатно, в течение трех месяцев, проводим вводный курс актерского мастерства, который включает в себя основы философии, психологии и гуманизма. Получается, что в каком-то смысле мы этот законопроект опередили», – констатирует Евгений Славутин.

«Такие нововведения не должны быть исключительными для отдельных групп»

А как оценивают законопроект представители других вузов, не связанных с искусством?

Если деятели искусства обеими руками «за» данный законопроект, то представители других вузов оценивают его более сдержанно, а иногда и резко отрицательно.

Так, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко полагает, что после принятия такого законопроекта может возникнуть конфликт с другими направлениями подготовки.

«Аналогично можно сказать об учителях, которые хотели бы получить управленческое образование. Правда, для них есть подходящие магистерские управленческие программы», – говорит он.

Эту позицию разделяет начальник управления «Приемная комиссия» РЭУ им. Г.В. Плеханова Аюрика Батуева: «В настоящее время наибольшую долю программ обучения в вузах составляет четырехлетний бакалавриат, который позволяет продолжить обучение в магистратуре на бюджетной основе. В магистратуре предусмотрен достаточно большой объем часов для самостоятельной работы, поэтому бакалавры в области искусства и литературы вполне могут продолжить свое образование в магистратуре по новому направлению, причем бесплатно и, естественно, на конкурсной основе».

Кроме того, на сегодняшний день существует целый набор опций для смены образовательной траектории.

«Так, законодательством предусмотрена возможность обучаться параллельно на разных образовательных программах в двух вузах. В одном вузе, например, на бюджетных местах, а в другом – на условиях договора на оказание платных образовательных услуг. Однако, поступив в один вуз по результатам ЕГЭ (при наличии только среднего общего образования), через год-два студент может поступать в другой вуз на другую программу, но тоже по результатам ЕГЭ», – поясняет Аюрика Батуева.

Но если такой вариант подходит немногим, то есть другие, более распространенные и не требующие финансовых затрат со стороны обучающегося.

Для этого существует порядок перевода из одной образовательной организации в другую, который регламентируется приказом Минобрнауки № 124. В соответствии с этим документом любой обучающийся имеет право на перевод из одного вуза в другой, в том числе со сменой направления, специальности, направленности, формы обучения. Также, как подчеркивает Аюрика Батуева, в каждом вузе, вероятнее всего, есть локальный акт, регулирующий порядок перевода внутри образовательной организации – на другие программы и направления подготовки.

(Кстати, в своем послании Федеральному собранию от 15 января этого года президент Владимир Путин призвал вузы предоставлять возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии.)

«Я не считаю, что второе высшее образование должно быть бесплатным, – заключает Аюрика Батуева. – Это прежде всего расходы бюджета, как федерального, так и местных бюджетов, бюджетов субъектов РФ. Тем более не считаю, что право получения бесплатного образования того же уровня, что и первое, должно касаться только какой-то одной группы выпускников, в данном случае представителей творческих профессий. Мне кажется, что такого рода нововведения не должны быть исключительными для отдельных групп».

Казалось бы, аргументы более чем убедительные, но все они, к сожалению, разбиваются о специфику творческих вузов, где большинство программ обучения рассчитано на пятилетний срок. А выпускники специалитета, окончившие образовательные организации в 2016 году и позже, не имеют права поступать на бюджетные места в магистратуру.

Поэтому, как убеждена профессор НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина, творческие вузы во многих странах, включая Россию, финансируются по особым повышенным нормативам и регулируются специальным законодательством. Об этом подробнее читайте в ее интервью.

Закончить статью хотелось бы словами писателя Фарита Нагимова: «Надеюсь, что новый закон и есть тот самый шанс для талантливых людей, а в итоге для всей нашей литературы и искусства. Ведь, что ни говори, а литература – Толстой, Достоевский, Чехов – это столпы, на которых и держится небо над Россией. После этих имен нас уже никогда не посчитать за дикарей. Невозможно с нами не считаться после Чайковского или Станиславского, Платонова и Мейерхольда, Эфроса и Улановой».



Новости





























































Поделиться