21 января в Центре экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС состоялся экспертный семинар «Практика формирования образовательно-предпрофессиональных траекторий детей».
Группы риска: резерв для экономики или будущие маргиналы?
В своем докладе кандидат экономических наук Алексей Тищенко проанализировал структуру и динамику профильного обучения учащихся старших классов с учётом региональных различий. С одной стороны, отмечен значительный рост охвата старшеклассников обучением в профильных классах и группах, в том числе в сельских школах. С другой стороны, из-за дефицита учителей в ряде регионов и отдельных школах кадровых ресурсов для качественного профильного обучения уже недостаточно. Следствием этого стало преобладание в некоторых регионах так называемого универсального профиля. Эксперты пришли к выводу о необходимости оценки кадрового обеспечения профильного обучения и большей сбалансированности его структуры.
Старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Борис Илюхин рассказал о предпрофессиональных траекториях школьников и о факторах риска, которые возникают при выборе подростком того или иного пути.
Первый и главный – это прекращение образования без получения профессии после 9-го или 11-го класса, что может приводить к маргинализации такой группы молодежи.
На втором месте – продолжение образования в колледже или вузе,по престижной, но не всегда востребованной на рынке труда специальности. Это касается, например, экономистов, которые, как правило, обучаются на платной основе, за рамками контрольных цифр приема, и после получения диплома не находят работы по своей профессии.
Но даже и востребованные специалисты, к числу которых относятся программисты, рискуют оказаться не у дел, поскольку конкуренция в этой сфере очень высокая, и требуется постоянное обучение новым языкам программирования.
Исследование, основанное на данных одного из субъектов Российской Федерации, где когорта учащихся 9-х классов в 2022 году составила примерно 10 тысяч человек, отразила общероссийские тенденции в части динамики распределения выпускников по окончании основной школы. Так, число поступающих в 10-й класс уменьшается с каждым годом. Если несколько лет тому назад эта категория в данном регионе составляла порядка 63%, то в 2023 году – 56%. В то же время растет доля зачисленных в СПО, и такая динамика прогнозируется в ближайшем будущем.
Но есть и та самая главная группа риска, которая не идет ни в старшую школу, ни в колледжи, и ее численность достигла 6%, превысив 600 человек. Можно предположить, что по каким-то причинам эта группа не была внесена в ту или иную федеральную информационную систему, но и не исключено,что часть подростков, не продолживших образование и не получивших профессию,реально существует.
При анализе когорты поступивших в организации СПО, Борис Илюхин обратил внимание на то, что примерно три четверти из всех были зачислены на обучение по бюджетным программам, остальные – порядка 1000 человек – на платной основе.То есть эти дети параллельно с профессиональным образованием за средства своих родителей получают среднее образование по программе 10−11-х классов, которое по Конституции является бесплатным, впрочем, заметим, как и среднее профессиональное образование. По мнению, Бориса Илюхина, с этим вопросом надо разбираться.
После 11-го класса в вузы поступили 54%, причем около 12% – на платной основе, а численность группы, не продолжившей обучение ни в колледже, ни в вузе, выросла до 15%. Есть вероятность, что они осознАют необходимость продолжения своей образовательной траектории и получения специальности позже, но если этого не произойдет, то в лучшем случае они составят резерв национальной экономики, которой требуется неквалифицированная рабочая сила в некоторых отраслях, а в худшем – пополнят ряды безработных и маргиналов. По моему убеждению, эта тема достойна особого изучения, а не простой констатации факта.
Выбор предмета: по пути наименьшего сопротивления или по призванию?
Вторая часть доклада Бориса Илюхина была посвящена выбору двух дополнительных предметов при сдаче ОГЭ. Вопрос актуальный в контексте того, что 12 февраля Госдума приняла законопроект о государственной итоговой аттестации только по двум обязательным предметам – русскому языку и математике, определив для апробации этой инициативы 5 пилотных регионов, в числе которых – Москва, Санкт-Петербург, Ростовская и Тюменская области, а также Республика Северная Осетия.
Тем более интересно проанализировать, на основе каких критериев выпускники 9-х классов выбирают дополнительные предметы для сдачи ОГЭ, и сохраняется ли этот выбор после 11-го класса (для этого используется понятие «сохранности»). Установлено, что, чем бОльшая доля выпускников уже в 9-м классе определилась с предварительным выбором образовательной траектории, тем выше показатель сохранности.
Например, самый высокий показатель сохранности у такого предмета, как физика: от 50% до 70%выбравших физику для сдачи ОГЭ, продолжают образование в 10-м классе по соответствующему профилю, и гораздо чаще, чем их одноклассники, выбравшие, например, биологию, сдают этот предмет по окончании школы, а потом скорее всего, предпочтут для поступления технический вуз. Это понятно, поскольку физика – одна из сложнейших дисциплин, требующая серьезной подготовки.
В то же время есть предметы, которые выпускники 9-х классов выбирают не по интересам, а лишь потому, что их проще сдавать ввиду невысокого минимального порога, достаточного для получения аттестата. В эту группу входят биология и обществознание, но настоящими лидерами стали информатика и география.
Причем если географию выбирает примерно половина всех девятиклассников, то после 11-го класса ее сдают единицы – 2–3% об общего числа выпускников. Причина, как справедливо считает Борис Илюхин, не в самом предмете и не в уровне его преподавания, а в том, что очень мало вузов требуют результаты ЕГЭ по географии в качестве профильных для поступления.
Не очень высокий индекс сохранности и у популярной среди девятиклассников информатики – около 15–30%.
К числу предметов, четко определяющих выбор выпускника, кроме физики, также относятся химия, литература и английский язык – их выбирают не «для галочки», а для продолжения образования по определенному профилю (от 34 до 50% учащихся сдают их на ОГЭ и ЕГЭ). Еще одна интересная особенность заключается в том, что эти предметы можно отнести к числу элитарных, потому что чаще всего их выбирают учащиеся больших городских школ, а в сельских школах чаще сдают обществознание и географию, а информатику значительно реже, вероятно, из-за дефицита учителей по этому предмету.
Рейтинг популярности
Если рассмотреть пару предметов, выбираемых большинством выпускников 9-х классов, то можно составить своеобразный рейтинг.
Наибольшая доля детей отдает предпочтение информатике и географии как «самым простым предметам».На втором месте – информатика и обществознание, на третьем – география и обществознание, предпочтение которым отдано также по принципу относительной простоты.
Скорее всего, эти ребята не продолжат обучение в 10-м классе, а пойдут в СПО или вообще прекратят обучение на каком-то этапе. А вот четвертое место занимают дисциплины, выбор которых, вероятнее всего, связан с будущим профильным классом: физика с информатикой или химия с биологией, или литература с английским языком. Очевидно, это группа наиболее мотивированных учащихся, которые займут нишу высокобалльников. Среди тех, кто пошел в СПО, физику чаще сдавали ребята, поступавшие на бюджетные отделения и на технические специальности, а платные студенты сдавали, в основном, гуманитарные дисциплины, так как поступали на юридические и экономические специальности, пополняя, как отмечалось ранее, потенциальную группу риска дипломированных выпускников, испытывающих трудности в поиске работы по специальности.
Что же касается физики, то, несмотря на высокий показатель сохранности, проблема заключается в том, что общее число выпускников, сдающих этот предмет, составляет незначительную долю от всей когорты 11-классников и неуклонно сокращается год от года, хотя Рособрнадзор неохотно публикует эти данные. Известно, например, что число сдающих ЕГЭ по физике уменьшилось с 19% в 2021 году до 14% в 2023-м. Объясняется ли этот спад нехваткой учителей по физике или несовершенством программ, методик обучения – еще предстоит выяснить ученым.
Ограничить или оставить так, как есть?
Доклад Бориса Илюхина вызвал большой интерес среди собравшихся, в частности, ему задали вопрос по поводу законопроекта, ограничивающего сдачу ОГЭ лишь двумя обязательными предметами.
По мнению ученого, появление такого законопроекта стало неизбежным следствием того, что результаты ОГЭ не используются: для поступления в СПО достаточно среднего балла аттестата, для поступления в 10-й класс по усмотрению школы результаты ОГЭ иногда принимаются во внимание, а порой и не учитываются.
«В этом смысле, если мы не собираемся использовать результаты ГИА в 9-м классе, то тогда, наверное, имеет смысл поддержать предложение депутатов, но нам представляется, что гораздо более эффективно использовать этот инструмент проверки знаний вместо того, чтобы его выкинуть», – констатировал Борис Илюхин, подчеркнув, что в случае отмены предметов по выбору ребята позже начнут задумываться о своем дальнейшем профессиональном пути.
Кстати, Рособрнадзор, в целом поддержавший законопроект, отметил в заявлении своей пресс-службы, что законопроект предусматривает достаточно большую самостоятельность регионов, потому что в каждом субъекте ситуация складывается по-разному, в том числе в части потребности в специалистах на рынке труда. «При этом обращаем внимание, что для зачисления в десятый класс и для приема в СПО законопроектом предусмотрены различающиеся требования. Таким образом, будущему выпускнику нужно заранее обдумать, какую дальнейшую образовательную траекторию он для себя видит как наиболее желаемую», – подчеркнули в Рособрнадзоре.
Выступавшие на вебинаре представители одного из пилотных регионов (республики Северная Осетия) предлагают три варианта применения результатов ОГЭ:
- во-первых, дети, выбравшие рабочие профессии, вправе поступать в организации СПО по результатам двух обязательных ОГЭ;
- во-вторых, выпускники, поступающие в колледжи на востребованные специальности, будут приниматься по результатам сдачи четырех предметов (русский язык, математика и два по выбору) и среднему баллу аттестата;
- в-третьих, для поступления в 10-й класс по согласованию с родителями и на основе их выбора планируется разработать свои схемы.
Но остается открытым вопрос, что делать, если ребенок выбрал только два предмета, получил аттестат и, не поступив в СПО, вернулся в школу. Ему придется досдавать два предмета по выбору или уходить из школы на рынок труда с аттестатом, но без профессии? Ведь для поступления в 10-й профильный ему по новым правилам могут потребоваться результаты ОГЭ по двум профильным предметам.
«В условиях сокращающегося количества детей школьного возраста (а по демографическому прогнозу к 2030 году их число уменьшится на 10% к текущему значению и далее этот спад будет только усиливаться) реальным становится дефицит специалистов во всех отраслях экономики, – отметил Борис Илюхин. – Мы уже сейчас слышим о нехватке медиков, квалифицированных рабочих, программистов и т.д. При этом, по опросам общественного мнения, престиж инженерного образования (а его получить гораздо труднее чем рабочую специальность) падает. И в этой ситуации очень важно не потерять каждого ребенка и максимально обеспечить ему получение профессии, востребованной на рынке труда. Вопрос не в отмене тех или иных экзаменов и не в их количестве, а в осознанной мотивации каждого ребенка на получение образования, которое потом позволит не только обеспечить себя, но и будет способствовать развитию страны».